Йохан Гримонпре о том, как сделать джаз главным героем «Саундтрека к государственному перевороту» и почему «наше материалистическое видение мира устарело»

Йохан Гримонпре о том, как сделать джаз главным героем «Саундтрека к государственному перевороту» и почему «наше материалистическое видение мира устарело»

Погружаясь глубже в увлекательный мир кинопроизводства и повествования, я постоянно восхищаюсь сильными голосами, которые используют эти средства, чтобы пролить свет на самые темные уголки нашего глобального общества. Один из таких голосов принадлежит режиссеру-визионеру Людо Абихту, чей последний шедевр «Записи Конго» — это не просто фильм, а двухчасовая поездка на американских горках по истории, музыке и жанрам триллера.


В документальном фильме Йохана Гримонпре «Саундтрек к государственному перевороту» Африка, колониализм, Организация Объединенных Наций, убийство в 1961 году Патриса Лумумбы — первого премьер-министра Демократической Республики Конго, Никита Хрущев, технологии Tesla, айфоны, и джазовая музыка переплетаются. Фильм напоминает музыкальное произведение с научными аннотациями или авангардный театр. Он углубляется в колониальное прошлое Бельгии и ее роль в препятствовании независимости Конго.

Фильм, первоначально представленный на кинофестивале «Сандэнс», где он получил специальный приз жюри документального кино World Cinema за инновационную кинематографию, был оценен The Hollywood Reporter как «захватывающий» и «энергичный». Они подчеркнули, что динамичный документальный фильм умело связывает джазовую музыку, деколонизацию и создание Организации Объединенных Наций.

Как геймер, я рад сообщить, что Kino Lorber объединяет усилия с опытным стримером Kanopy для дебюта этого фильма в США, который украсит экраны наших кинотеатров 1 ноября. Позже в ноябре режиссер получит признание на Международном фестивале документального кино в Амстердаме (IDFA), престижном событии в мире кино.

В последние дни кинофестиваля в Сан-Себастьяне, где был показан его новый фильм, Гримонпре поделился с THR своими мыслями о создании своего фильма «Саундтрек к государственному перевороту», в котором исследуется тревожное колониальное прошлое, используя музыку в качестве Центральный персонаж, частое появление Хрущева в его произведениях и необходимость перехода человечества от мышления, ориентированного на прибыль, к мышлению, подчеркивающему родство.

Я родился и вырос в Австрии, поэтому имею некоторое представление об истории Организации Объединенных Наций, поскольку один из ее главных офисов находится в Вене. Однако что меня особенно заинтересовало, так это история Конго и влияние Бельгии как колонизирующей державы. Насколько ваше образование охватывало эту тему?

Конго исторически было известно как «Империя молчания». Следовательно, это не обсуждалось широко, включая события, изображенные в фильме, которые представляют собой темную главу в нашей бельгийской истории, о которой нас никогда не учили. Даже сейчас здесь, в Брюсселе, есть площадь Лумумбы, и многие из наших проспектов были построены с использованием резиновых денег, что потребовало смены названия. К сожалению, нас не проинформировали ни об этом трагическом событии, ни о причастности и соучастии моей страны в убийстве Конго.

«Итак, что заставило вас решить создать этот фильм? И мне интересно, верно ли мое предположение, что вы рассматриваете этот фильм не как просто бельгийскую сказку, а скорее как историю, имеющую глобальный резонанс, во многом как ваша предыдущая работа «Мир теней», в которой вы погружаетесь в запутанный мир международной торговли оружием?»

Бельгия – относительно компактная страна. Важно отметить, что НАТО, хотя и действует независимо, можно сравнить с Lockheed Martin, крупной американской аэрокосмической и оборонной корпорацией, из-за их схожих ролей в альянсе. Они поставляют истребители F-35 всем странам-членам НАТО. Однако Бельгия была менее вовлечена в то, что я называю «теневым миром», что побудило меня глубже углубиться в историю моей страны. В начале 1960-х годов Бельгия сыграла значительную роль в формировании глобальных событий, поскольку Африка двигалась к независимости, а Глобальный Юг склонялся к неприсоединению. Подавление этого движения имело свою основу в том, что произошло в Конго, в частности, в свержении и трагическом убийстве Патриса Лумумбы, которое послужило моделью того, как Запад будет обращаться с возникающими движениями независимости и неприсоединения.

До того, как состоялась Генеральная Ассамблея ООН, существовало множество связей, и я не знал, что именно в это время Никита Хрущев позорно постучал ботинком по столу в качестве делегата ООН. Хрущев был значимой фигурой в моих предыдущих работах, таких как фильм Двойной дубль, где он сыграл роль, похожую на двойника Альфреда Хичкока. Я не осознавал, что эта связь связана с колониальным прошлым Бельгии.

По сути, все эти аспекты неразрывно связаны между собой. Он пригласил мировых лидеров обсудить вопросы деколонизации и демилитаризации, но слушать его очень увлекательно. Как предположил Хичкок, чем больше вы очеловечиваете своего антагониста, делая его интригующим, привлекательным и уникальным, тем сложнее становится задача для главного героя. Следовательно, я считаю, что углубляться в образ злодея всегда более увлекательно.

Музыка играет важную роль в этом фильме. Не могли бы вы рассказать о том, как была разработана концепция сочетания джаза с более широким повествованием о мировых событиях?

Действительно, музыка может оказать мощное историческое влияние. Копаясь в исследованиях и архивах, я обнаружил, что Луи Армстронг совершил две поездки в Конго – особенно в третьи недели октября и ноября 1960 года. Это были важные моменты, отмечающие время, когда Патрис Лумумба был вынужден покинуть страну и родной дом. .

14 сентября полковник армии Мобуту распускает весь парламент, а неделю спустя заговорили о стуке обувью (символ неодобрения в некоторых культурах). Вскоре после этого Луи Армстронг прибывает в Конго в рамках программы Информационного агентства США. Эта инициатива отправила за границу многих чернокожих джазовых музыкантов, в том числе Диззи Гиллеспи и Нину Симон. Если проследить историю этих джазовых туров, становится ясно, что существовал заговор ЦРУ с целью свержения правительства, когда Луи Армстронг прибыл в Конго. Точно так же, когда Дюк Эллингтон выступал в Багдаде в 1963 году (в фильме это не показано, но в ту же ночь, что и его концерт), произошел дворцовый переворот. Итак, я изучал политическую подоплеку этих послов джаза, которых часто отправляли в неспокойные регионы, как один организатор тура описал тур Диззи Гиллеспи: «Мы были группой черных камикадзе.

Кажется, не все всегда были этому рады, верно? Но мне понравилось это сравнение…

Это не значит, что они были просто свидетелями или последователями, верно? Например, Луи Армстронг решил не выступать перед публикой во время апартеида в Южной Африке. В своей песне «Black & Blue» он изначально пел: «Я белый внутри». Однако он изменил его на «Я прямо внутри», что может показаться незначительным, но несет в себе значительный сдвиг в значении. Таким образом, они использовались в качестве инструментов пропаганды, но это не означает, что они были полностью бессильны или пассивны.

В другой части мира наблюдается большая активность. Они путешествовали по разным странам, и я обнаружил в бельгийских архивах исключительный концерт квартета Макса Роуча с участием Эбби Линкольн в мощном исполнении. Этот альбом под названием «We Insist!» полностью транслировался по бельгийскому телевидению в 1964 году. Однако в том же году произошло трагическое событие – геноцид. Поэтому мы транслируем этот восхитительный концерт по бельгийскому телевидению, очаровывая публику, слушая джазовую музыку, в то время как одновременно, в приглушенных тонах, в Конго разворачивался геноцид.

Эбби Линкольн в сопровождении Майи Анжелу были одними из первых, кто поднялся на протест, когда Адлай Стивенсон, занимавший в то время пост посла США, заявил, что Патрис Лумумба был убит. В ответ Линкольн и около 60 других протестующих выразили свое недовольство в Совете Безопасности. Примечательно, что именно музыканты разожгли этот протест, что подчеркивает для меня важную роль, которую музыка сыграла в этих событиях. Поэтому я рассматриваю музыку как ключевого игрока в повествовании.

Вы когда-нибудь видели, чтобы музыка использовалась в фильме подобным образом?

На IDFA я являюсь приглашенным гостем и буду демонстрировать свой личный список из 100 любимых фильмов, вопреки первоначальному объявлению о 10 лучших фильмах. Есть даже фильм Жана-Люка Годара под названием «Сочувствие дьяволу», в котором он снимался в студии вместе с The Rolling Stones, пока они создавали свою песню. На протяжении всего фильма Годар чередует эти музыкальные сеансы с политическими образами того периода, что делает его весьма интригующим.

Я думал, что музыка действительно имеет решающее значение. Вы пишете в редакции и в исследовательском [процессе]. Вы натыкаетесь на моменты, которые невозможно не включить в фильм, например, крик [Эбби Линкольн]. Кроме того, движение за гражданские права во многом черпало вдохновение из движения за независимость. И это, конечно, шло взад и вперед. Малкольм Икс очень ясно показывает эти отношения.

Как и в случае с музыкой, румба возникла в результате трансатлантического путешествия рабов на Кубу. Этот танец имеет глубокие корни в конголезской культуре, которая в конечном итоге превратилась в конгу, а затем в ча-ча-ча, прежде чем вернуться обратно. Это постоянный обмен. Мне было интересно в этом разобраться. Итак, подобно слону, который регулярно проверяет свое окружение, каждый час натягивая уши, если вы обратите пристальное внимание на исторические записи и архивы, вы не сможете игнорировать это влияние. Мы чувствовали себя обязанными решить эту проблему.

Йохан Гримонпре о том, как сделать джаз главным героем «Саундтрека к государственному перевороту» и почему «наше материалистическое видение мира устарело»

Ваш фильм длится 150 минут. Не похоже, но задумывались ли вы когда-нибудь о длине?

Люди часто отмечают: «Не могу поверить, что прошло два с половиной часа! Такое ощущение, что они пролетели незаметно». Особенно это касается музыки. Музыка способна ускорить процесс и заставить вас почувствовать глубокую связь. Это добавляет фильму эмоциональной составляющей. В отличие от политики, которая стремится разделять и властвовать, музыка объединяет. Я считаю, что это также объединяет зрителей во время просмотра фильма. Музыка не только служит историческим фоном, но и привносит драматизм в повествование фильма, делая исторические события более впечатляющими.

По сути, это кинематографическое путешествие продолжительностью примерно два с половиной часа, которое одновременно является уроком истории и разворачивается на основе реальной истории. В отличие от типичного фильма, этот имеет научную направленность: академические заметки и множество ссылок всегда под рукой, внутри самого фильма, в формате PDF. Это захватывающая смесь различных музыкальных жанров, предлагающая захватывающий и познавательный опыт. Как фанат, мне не терпится погрузиться в игру!

Как геймер, я очень хотел создать остросюжетный триллер с ноткой юмора для начала. Комедия служит зацепкой, постепенно уступающей место душераздирающему трепету, а музыка усиливает напряжение вплоть до леденящей душу кульминации, когда невозможно не ахнуть. Однако было крайне важно, чтобы в основе этой истории лежал аспект триллера. Я стремился четко определить персонажей, движущих этим повествованием. В их число входят горнодобывающая промышленность, влиятельные западные державы, Организация Объединенных Наций, геополитический раскол между Востоком и Западом, движение за независимость и музыканты. По сути, я хотел раскрыть историю, которая станет движущей силой фильма и сохранит его привлекательность, всегда оставаясь верным жанру триллера.

Как вы думаете, много ли изменилось в мире с 1960 и 1961 годов, которым посвящен фильм?

По сути, события, начавшиеся тогда, поразительно похожи на происходящие сейчас, поэтому в фильме можно найти рекламу Apple iPhone и Tesla, а также другие отсылки. Например, изображение более 80 000 изнасилованных женщин символизирует использование изнасилования в качестве тактики ведения войны, трагическую реальность, которая сохраняется и сегодня, если не ухудшается. Контроль над горнодобывающей отраслью остается неизменным, и ключевые игроки остаются прежними.

Если вы посмотрите речь Денниса Муквеге на вручении Нобелевской премии мира [2018 г.], у меня на глазах наворачиваются слезы, когда он рассказывает, что еще происходит. Если приложить карту Восточного Конго, карту месторождений и статистику того, сколько женщин изнасиловано, то это один в один полная корреляция. Поэтому мы хотели упомянуть об этом в самом конце фильма, где [бельгийско-конголезский писатель] В Коли Жан Бофан говорит, что все минералы всех войн 20-го века и войны в космосе происходят из Конго, но ни одного Конголезцы извлекают из этого выгоду, за исключением клептократии, управляющей страной. И это геноцид за геноцидом за геноцидом.

На чем будет сосредоточен ваш следующий фильм?

Примерно каждые шесть-семь лет я работаю над новым фильмом. Самый последний из них был посвящен оборонной промышленности, а нынешний проект посвящен нашей родине и темной главе истории моей страны. Однако следующий фильм, в который я хочу углубиться, я называю «Чай с инопланетянином». Его можно было бы назвать советом многих видов. Этот фильм исследует загадочного другого или процесс «иного», а также наши отношения с миром. По сути, речь идет о попытке понять сознание.

Кроме того, я не только обучаю и говорю, но мои фильмы часто возникают на основе этого опыта. То, что я считаю решающим, но остается неопределенным сегодня, — это понимание сознания и того, что нашего нынешнего материалистического взгляда на мир больше недостаточно. Понятие материи никогда по-настоящему не было определено, и мы все взаимосвязаны. Эта перспектива создала разделение между субъектом и объектом, заставляя нас чувствовать себя оторванными друг от друга и природы. Мы называем это природой, потому что можем использовать ее, но если вы загрязняете реку, вы загрязняете себя. Это поднимает более широкий вопрос: что такое сознание? Это служит отправной точкой, но я не уверен, к чему приведет это исследование.

Хотите чем-нибудь еще поделиться?

Жизненно важная область, на которой я концентрируюсь, — это смещение взглядов от мышления, ориентированного на прибыль, к подходу, подчеркивающему связи и родство. Это стало моей основной задачей и отнимает у меня большую часть времени.

Смотрите также

2024-09-27 01:56