Сараевский кинофестиваль уделяет внимание кино, а не политике, в охваченном конфликтом регионе

Сараевский кинофестиваль уделяет внимание кино, а не политике, в охваченном конфликтом регионе

Как геймер, проведший бесчисленные часы в виртуальных мирах различных культур и историй, я считаю, что кинофестиваль в Сараево — это реальный эквивалент, который действительно находит отклик у меня. Устойчивость фестиваля и его приверженность кинематографу перед лицом невзгод являются свидетельством силы искусства в объединении людей, и я испытал это на собственном опыте в своих игровых онлайн-сообществах.


Готовясь к своему 30-летнему юбилею, Сараевский кинофестиваль (16-23 августа) служит мощным символом упорства и художественного мастерства кинопроизводства Юго-Восточной Европы на фоне бурных социальных и политических перемен в регионе.

Лишь немногие города несут на себе такие раны и бремя истории, как Сараево. Фестиваль зародился из-за беспорядков и дебютировал во время почти четырехлетней осады города войсками боснийских сербов в начале 90-х. Несмотря на признание своей истории (на нем есть раздел, посвященный фильмам, исследующим «многочисленные и нерешенные проблемы, возникшие в результате конфликта в бывшей Югославии»), основная цель фестиваля всегда заключалась в том, чтобы подчеркнуть способность кино объединять людей.

По словам директора фестиваля Йована Марьяновича: «В первые годы после войны на нашем фестивале показывались фильмы из Сербии — решение, которое в то время не было широко принято. Однако мы всегда считали, что крайне важно способствовать общению и диалогу. а не подавлять или избегать сложных тем».

Марьянович с гордостью отмечает, что за более чем три десятилетия на фестивале в Сараево «ни один политик никогда не произносил политическую речь с этой сцены и не использовал фестиваль для местной или глобальной политики. Это практика, которую мы всегда избегали и будем продолжать». избегать».

Вместо того, чтобы концентрироваться где-то еще, Сараево решило развивать кино, превратившись в процветающий центр для кинематографистов с Балкан и прилегающих регионов. Этот хаб предоставляет этим художникам идеальные условия для демонстрации своих работ, особенно на этапах написания сценария или разработки, что позволяет им заключить партнерские отношения по совместному производству и распространению. В конечном счете, он служит местом для обмена кинематографическими повествованиями, которые предлагают более богатый и аутентичный взгляд на регион и его жителей.

Марьянович отмечает, что внимание, которое мы уделяем фильмам Юго-Восточной Европы, кажется особенно актуальным в этом году. Учитывая, что глобальные и региональные события последних нескольких лет сформировали умы кинематографистов, я считаю, что мы видим более тонкое изображение этого региона, отражающее его тонкости.

Одним из уникальных аспектов Сараево с течением времени стало его стремление способствовать развитию начинающих кинематографистов с самых первых этапов их карьеры. В программе 2024 года также есть несколько полнометражных фильмов-новичков, но Марьянович отмечает, что режиссеры-новички часто не являются для нас совершенно новыми лицами. Это связано с тем, что в Сараево есть множество платформ для короткометражных и студенческих фильмов, а это означает, что эти «новые» режиссеры уже довольно давно являются частью фестиваля. Для меня большая честь наблюдать их прогресс и рост в Сараево из года в год.

Год за годом меня снова привлекает на фестиваль не кто иной, как талантливый Элия Сулейман. В этом году он снова порадовал нас своим присутствием, только что получив премию «Сердце Сараево». Всегда приятно наблюдать за его работой и быть частью фестиваля, на котором он сияет.

«В 2016 году я был председателем жюри, демонстрировал свои фильмы и даже провел пару мастер-классов на этой же площадке. Кажется, я посетил ее один раз без какой-либо конкретной цели», — делится Суильман. «Со временем Сараево стало для меня больше семейной связью, и я не одинок в этом отношении к фестивалю. Многие люди посещают его, потому что ценят это место и сообщество».

Александр Пейн, режиссер, обладатель премии «Оскар», собирается посетить фестиваль в этом году не один, а трижды. В его цель входит получение награды «Сердце Сараево» и демонстрация отреставрированной версии его шедевра 2004 года «На обочине», посвященного 20-летнему юбилею с момента первого показа в Сараево.

Как страстный геймер, я хочу подчеркнуть, что «семейная атмосфера» фестиваля выходит далеко за рамки наших ежегодных августовских собраний и распространяется на весь год. Это благодаря регулярным семинарам, тренингам и даже артхаусному театру в городе, посвященному демонстрации региональных фильмов и воспитанию местных талантов. Круглый год мы стремимся поддерживать силу этого сообщества — сети кинематографистов, продюсеров и профессионалов отрасли — и поощрять трансграничное сотрудничество.

Марьянович отмечает: «Сегодня первоначальная стратегия финансирования, которая приходит на ум независимому продюсеру из бывшей Югославии, обычно представляет собой совместное производство, что раньше не было нормой. Я считаю, что этот сдвиг является одним из непосредственных последствий Кинофестиваль в Сараево и наша последовательная поддержка совместного производства и сотрудничества. Мы продемонстрировали предприятиям разных стран, что их объединяет и как можно достичь эффекта масштаба, и с каждым годом мы замечаем все больше и больше. формируются связи».

Как ярый поклонник, я не могу не предвидеть потенциальный политический дискурс на Сараевском кинофестивале 2024 года. Недавние события на кинофестивалях в Берлине и Амстердаме показали нам, как политика может проникнуть даже в самые художественные платформы, в то время как продолжающийся конфликт в секторе Газа находится в центре внимания. Однако Марьянович, опытный директор фестиваля, «ожидал» такой полемики. Он рассматривает это как современную реальность, в которой мы должны ориентироваться, используя умелое общение и непоколебимую независимость.

Углубляясь в этот 30-й Сараевский кинофестиваль, я поражаюсь тому, как он отражает устойчивость и трансформацию самого региона Юго-Восточной Европы. Тем не менее, несмотря на все эти изменения, его искреннее стремление привлечь внимание к первоклассному кинематографу Юго-Восточной Европы, способствовать развитию новых талантов и содействию диалогу и взаимопониманию остается неизменным.

По словам Марьяновича, наше фундаментальное убеждение, хотя оно и может показаться простым, заключается в том, что гармония должна восторжествовать, и это произойдет. Мы должны стремиться к этому миру и сосредоточиться на том, что нас объединяет, несмотря на наши различные различия. Эта общая связь — кино и способность сопереживать другим, рассматривая их как своих собратьев.

Смотрите также

2024-08-19 12:25