ИИ в творческой работе: пора паниковать и смеяться одновременно! 😂

В уморительном приключении, которое было раскрыто особо любопытными исследователями из Стэнфорда (вы знаете, те ребята, которые попивают кофе за непомерную цену и размышляют о кризисах существования), команда из 1500 американских работников – включая смелых писателей, отважных дизайнеров и дерзких художников – выразила свои горячие мнения относительно роли ИИ в их рабочих местах. И вот что самое интересное: оказывается, шокирующе малая часть, едва ли пятая, считает свои драгоценные задачи подходящими для автоматизации. Да-да, вы правильно прочитали! Похоже, творческие профессионалы не полностью уверены в том, чтобы передать свое мастерство роботам. Только представьте!

"Покупай на слухах, продавай на новостях". А потом сиди с акциями никому не известной биотех-компании. Здесь мы про скучный, но рабочий фундаментал.

Читать отчёты

Для всех тех, кто плавает в коварных водах творческих профессий, это мучительное ощущение слишком знакомо. Креативный труд оказывается в забавном положении недооценки — как полусъеденный бутерброд на пикнике. Новые инструменты AI размывают границу между дружеским сотрудничеством и открытым воровством быстрее, чем вы успеваете сказать «Кто украл мой обед?». Бесстрашные создатели открывают свои социальные сети лишь для того, чтобы обнаружить свою работу пиратски распространенной без разрешения, ремикшированной с помощью ИИ, напечатанной на мерче и продаваемой незнакомцами со всей утонченностью пьяного моржа. И кто же зарабатывает деньги? Спойлер: не творцы!

Генеративный ИИ словно молот прошелся по традиционным структурам работы, небрежно составляя электронные письма, сочиняя музыку, проектируя логотипы и даже создавая диалоги — будто он упустил свое предназначение стать пятизвездочным драматургом. Для многих творческих личностей это не сотрудничество; скорее похоже на карманную кражу средь бела дня. Алгоритмы вышли из-под контроля, обучаясь самой вашей сущности: вашему голосу, стилю, всей вашей творческой биографии.

Когда ИИ становится художником, а кандидатская диссертация — кражей

В то время как эти технологические чудеса могли открыть двери для креативности, централизованная экономика искусственного интеллекта по сути построена на основе позаимствованных крошек или, как мы это называем, собранного контента.

В драматическом ландшафте 2023 года отважные художники – Сара Андерсен, Келли МакКернан и Карла Ортис – решили, что им надоело, когда их работы использовались AI без единого «спасибо». Они смело подали иск против Stability AI и Midjourney за обучение их моделей на своих потрясающих творениях. В то же время Getty Images вмешалось после обнаружения того, что их фотографии с водяными знаками часто появляются в результатах генерации AI, как будто бунтующий подросток пытается уйти из дома незамеченным. Deepfake Тейлор Свифт разлетелся по интернету быстрее, чем видео с кошкой, набрав более 45 миллионов просмотров. История продолжается: команда Скарлетт Йоханссон вмешалась, когда OpenAI выпустил голосового ассистента, напоминающего её голос – несмотря на решительное «не сегодня, злодей!» – и не забудем о юридических маневрах New York Times и Universal Music.

Эти юридические суматохи отражают тревожную реальность: система, которая имитирует человеческое творчество, в то же время мастерски исчезает имена оригиналов.

Что может сделать DeAI для создателей (а может быть, и единорога тоже)

Но не бойтесь, дорогие творцы! Надежда светит в виде децентрализованного искусственного интеллекта — или как мы его нежно называем, DeAI! Представим систему, которая встраивает права и авторство глубоко внутри себя, словно организатор вечеринки прячет конфетти в шкафу. Это не волшебная палочка (что могло бы плохо кончиться в юридических кругах), но DeAI мог бы изменить статус-кво, решив одну очевидную проблему: творцы часто оказываются неприглашёнными на те самые мероприятия, которые зависят от их труда.

DeAI превращает игру с атрибуцией в программируемую радость. Создатель загружает данные, определяет условия использования и связывает их крепче последнего комплекта джинсов после Дня благодарения. Бам! Умные контракты вступают в силу и автоматически определяют, кто может получить доступ к данным, как они могут использоваться и при каких смешных условиях — включая важнейшее условие «не воровать мой обед». Песня, созданная по твоему голосу без лицензии? Отмечена флагом. Заблокирована! Гром аплодисментов!

Уже происходят магические вещи! Стартап MyShell погрузился в децентрализованный пул, создавая мультиязычный голосовой AI на платформе Sahara. Они обнаружили радости краудсорсинга голосовых клипов вместо того, чтобы собирать данные с YouTube или терпеть боль от найма студий, благодаря привлечению глобальных участников и отслеживанию, атрибуции и компенсации их работы с помощью записей в цепочке блоков, при этом делая создателей похожими на рок-звезд — ведь они и есть!

Представьте фотографа, случайно загружающего портрет и попутно прикрепляющего правила: ‘Смотри, но не трогай – если только ты готов заплатить $5 за использование в блоге, а для тренировки искусственного интеллекта нужно отдельное соглашение!’ Этичные разработчики тут же подключат лицензирование одним кликом. Плохие игроки? Автоматически блокируются, как нежелательный телемаркетер! Это новый мир, где художники становятся лицензирующими сторонами вместо несчастных жертв.

Долгая борьба с новым инструментом, доступным в нескольких размерах.

Этот спор тянется дальше старых альбомов фотографий ваших прапрадедушек. Статут Анны в 1710 году предоставил авторам контроль, тогда как французские моральные права XIX века защищали их, словно неутомимо верные рыцари. Даже инноватор Возрождения Альбрехт Дюрер отстаивал свое искусство против несанкционированных копий, показывая, что каждая технологическая эра приводит к переопределению собственности – точно так же, как художники перекраивают свои заказы на обед в переполненных кафе.

DeAI несёт факел дальше, превращая права в сверкающий комплекс программной логики. Если авторское право создало юридическую основу, то DeAI предполагает построить весь чёртов замок. И хотя законы зачастую отстают от технологий, как ваша бабушка преследует автобус, децентрализованная инфраструктура может обеспечивать соблюдение этических стандартов, подобно котенку, строго следящему за политикой ‘без собак’.

Тем не менее, эта дорога не выложена золотом. DeAI гипотетически может быть кооптирован крупными студиями, которые могут установить довольно комфортные стандарты лицензирования, отодвигая независимых создателей на задний план длинной очереди. Представьте себе баг в смарт-контракте, навсегда запирающий произведение искусства – вот это да! Децентрализация сама по себе не гарантирует справедливости. Результат непредсказуем, как следующий шаг кошки.

Но давайте рассмотрим это: риски уже велики в нашем сегодняшнем пейзаже непрозрачной AI-экстракции. В лучшем случае DeAI позволяет создателям влиять на разработку инструментов, управляющих их работой, превращая их скорее в капитанов своих кораблей, чем просто пассажиров.

Следующая творческая экономика: пристегнитесь!

Миллионы людей упорно трудятся над созданием стабильной жизни через креативные усилия, особенно представители поколения Z и младших миллениалов. Многие были исключены из традиционных активов, обременены студенческими долгами и мастерски ориентируются на рынке труда, который кажется абсурдным. Для них участие в собственности не просто бонус, а спасительная нить!

Если мы сейчас не усилим инфраструктуру авторства, то рискуем оказаться запертыми – да, именно ЗАПЕРТЫМИ – в системе эксплуатации, которая может раздавать ключи от королевства неправильной толпе. Вопрос выбора не стоит между безупречной децентрализованной моделью и текущей; это выбор между системой с прозрачными, устранимыми недостатками или оставлением себя прикованными к непрозрачному и безответственному бардаку.

Чтобы сделать это правильно, нам понадобится больше, чем просто мечтательное мышление и позитивные эмоции. Создателям и их гильдиям необходимо начать стандартизацию цифровых идентификаций и регистрацию активов, а разработчики должны отдавать предпочтение открытым системам с возможностью взаимодействия вместо разрозненных закрытых платформ. Политики должны активизироваться и создавать правовые защиты для художников, регистрирующих свои работы на блокчейне, признавая их такими же авторитетными, как традиционные офисы авторского права — потому что пришло время! Вселенная требует этого.

Творческий труд заслуживает не только уважения, но и надежной защиты, а участие должно сопровождаться вознаграждениями. Эксплуатация же должна незамедлительно покинуть помещение.

Шашанк Шрипада

Шашанк Шрипада является соучредителем и операционным директором Gaia. Обладая институциональной строгостью подобно волшебнику с волшебной палочкой, он объединяет традиционные рамки с трансформационными идеями. Управляя активами на сумму свыше 7 миллиардов долларов и консультируя Белый дом (потому что им требовалась помощь в работе с электронными таблицами), Шашанк запустил проект Gaia, чтобы доказать, что децентрализованные модели могут служить обычным людям. Обучаясь как экономист в престижном заведении под названием Лондонская школа экономики и будучи серийным предпринимателем, он критикует стражей традиционного финансирования, разрабатывая структуры, которые ставят прозрачность на первое место.

Смотрите также

2025-07-11 10:41