Док «Цвета и чернила» раскрывает тайну, окружающую «Китайского Пикассо»

Док «Цвета и чернила» раскрывает тайну, окружающую «Китайского Пикассо»

Как режиссер, я был совершенно очарован загадочной жизнью Чжан Дай-цзяня, человека, который бросил вызов трудностям и отправился в путешествие, которое привело его на край света. Его история является свидетельством человеческой стойкости, приспособляемости и силы человеческого духа.


Славу китайского художника Чжан Дай-цзяня (1899-1983) часто подчеркивают титулами, которые называют его самым высокооплачиваемым художником в мире.

В 2016 году этот художник превзошел заработок любого другого художника в мире, заработав в общей сложности 354 миллиона долларов. Мировые СМИ обратили внимание на интригующую историю вокруг этой фигуры, которая, казалось, воплощала в себе мифические качества. Одетого в объемистые одежды Чанга и с длинной бородой, его часто сопровождал домашний гиббон, следовавший за ним.

Но жизнь Чанга также долгое время была окутана тайной.

Еще в 49-м году, когда гражданская война раздирала Китай, мне пришлось попрощаться с родиной и отправиться в путешествие. В отличие от многих других, обосновавшихся на Тайване или в Гонконге, я, художник, пошел другим путем. Итак, где я оказался? Это история для другого раза.

Общеизвестно, что Чанг скончался на Тайване в 1983 году, оставив после себя выдающуюся коллекцию произведений искусства и будучи признанным ведущим китайским художником 20-го века. Он редко участвовал в публичных мероприятиях вместе со своими современниками; Одним заметным исключением стал случай, когда его пути пересеклись с Пикассо в Париже в 1959 году (впечатляющие продажи Чанга позже принесли ему прозвище «Пикассо Китая»). Однако в подробном описании жизни и эпохи Чанга всегда не хватало деталей, в результате чего оставались некоторые пробелы, которые еще предстоит изучить.

Именно здесь режиссер из Сан-Франциско Чжан Вэйминь вместе со своим документальным фильмом Of Color and Ink вышла на сцену, чтобы изменить ситуацию.

В 2011 году Вейминь наткнулась на несколько необычных видеоклипов с Чангом на пляже Сан-Франциско, снятых в 1967 году. Именно тогда она решила собрать интригующий рассказ о своей жизни.

Веймин отмечает, что люди во всем мире могут обсуждать жизненный опыт таких художников, как Ван Гог, Пикассо и Моне», — говорит Веймин во время видеозвонка из Сан-Франциско в разговоре с THR. «Однако, несмотря на то, что он Сам всемирно признанный художник, Чжан Дай-цянь, оставался малоизвестным.

В течение двенадцати долгих лет после первого взгляда на отснятый материал Вейминь отправился в глобальный поиск. Это путешествие привело ее на далекие континенты, такие как Южная Америка, Европа, Азия (в частности, Китай, Гонконг и Тайвань). Ее целью было найти всех выживших родственников, друзей и ученых-искусствоведов, которые могли бы помочь ей раскрыть загадку истории Чанга.

Фильм под названием «Цвет и чернила» претендует на премию «Оскар» в категории документальных фильмов Академии. Он приглашает зрителей в увлекательное путешествие, прослеживающее жизненный путь Чанга за последние три десятилетия. Фильм также углубляется в его непреходящее наследие, созданные им произведения, и наполнен нотками печали и политического напряжения.

Вейминь нашел глубокую связь с этим проектом, потому что ранее он изучал искусство, а затем специализировался на операторе в престижной Пекинской киноакадемии, которую окончил примерно в 1990-х годах как представитель шестого поколения китайских кинематографистов, в которое также входит обладатель Венецианского Золотого льва Цзя Чжанкэ. (известный благодаря «Пойманным приливами»).

Док «Цвета и чернила» раскрывает тайну, окружающую «Китайского Пикассо»

Во время кинопроизводства Веймин умело совмещала свои обязанности профессора кинематографии в Государственном университете Сан-Франциско с ролью в кинопроизводстве – «Я могла просто взять камеру и уйти», – что привело к созданию искреннего проекта, который заслужил ее признание. В частности, она получила награду за лучший международный полнометражный документальный фильм на 47-м Международном кинофестивале в Сан-Паулу и награду за лучший полнометражный документальный фильм на Международном фестивале документального кино в Китае (Гуанчжоу).

Веймин поделилась с THR своими мотивами создания «Of Color and Ink», обсудила методы, которые она использовала для разгадки загадки Чанга, и объяснила, почему точка зрения художницы остается значимой в современном обществе.

Какова предыстория имеющихся у нас видеозаписей Чан Дай-цзяня, сделанных в Сан-Франциско в 1967 году? Можете ли вы рассказать нам об этом подробнее?

Кинематографист более полувека назад снял этот фильм. Он обозначил это. Он посмотрел фильм, но буквально никто этого не сделал. Итак, за этими кадрами скрывалась огромная, интересная, очень загадочная история, но по какой-то причине с 1967 по 2011 год никто не пытался ее разгадать. Профессор Марк Джонсон [профессор искусств в Государственном университете Сан-Франциско] держал фильм на хранении, и когда я встретил его, он сказал: «Я искал американского режиссера, который знает Чан Дай-цзяня, чтобы что-нибудь с ним сделать». Итак, он понял, что в этом фильме есть ценность, ценность, но ему нужно было найти кого-то, кто действительно знал бы, в чем его ценность. Чанг впервые посетил Сан-Франциско в 1967 году, и [историк искусства] Майкл Салливан знал, что это важный визит, поэтому попросил кого-нибудь его снять.

Это захватывающее зрелище: Чанг бродит по пляжу и выглядит так, словно пришел из другого века, с бородой и одеждой. Какова была ваша непосредственная реакция, когда вы впервые увидели это?

Когда я углубился в историю китайского искусства, меня поразило то, что местонахождение Чжан Дай-цзяня после 1949 года оставалось полной загадкой. Все, что люди могли подтвердить, это его смерть на Тайване в 1983 году, но события, произошедшие между 1949 и 1983 годами, были окутаны тайной, и, похоже, никто не знал и не расследовал их. Подробности его жизни были чистым листом. Обнаружив эти кадры, я почувствовал себя обязанным создать этот документальный фильм.

Примечательно, что Чанг проживал в Южной Америке вплоть до того момента, когда было снято видео.

Действительно, после важного поворотного момента в истории Китая после 1949 года значительное количество людей предпочли остаться, в то время как другие решили уйти. Большинство тех, кто покинул Китай, обычно направлялись в сторону Тайваня или Гонконга. Однако в решении этого человека примечательно то, что вместо этого он выбрал Аргентину. Учитывая причины его ухода, я могу понять его выбор, но меня интригует то, почему Аргентина была для него предпочтительным местом назначения, а не Тайвань или Гонконг.

Примерно в 1949 году это выглядело бы похоже на путешествие на край земли.

Если подумать, это самое дальнее место от Китая, куда он мог бы отправиться. Его друзья пытались уговорить его остаться в Гонконге или на Тайване — они даже написали для него стихотворение, в котором говорилось, что из всех мест в мире, почему ты выбрал именно это? Так что даже его родители, его друзья не могли этого понять. И, конечно же, его семья тоже этого не поняла. Но с собой он взял восемь детей — от 19 лет до 9 месяцев.

Как вы думаете, почему никто раньше не говорил об этой части его жизни?

Семья Чжан Дай-цзяня всегда вела закрытый образ жизни, предпочитая держать свои личные дела в тайне от общественности. Один из его сыновей поначалу колебался, когда я начал интервью, но, заметив мою многолетнюю преданность делу, он постепенно открылся, показав искренние эмоции по поводу своего отца и поделившись закулисными историями.

Никогда не было на 100 процентов ясно, почему он уехал так далеко. Какова ваша теория?

В какой-то момент он выразил свои чувства по поводу своей жизни, сказав: «Я не хочу двигаться циклично, как волны, или плыть по течению». Вместо этого он был полон решимости искать и соединяться. На картине, созданной незадолго до отъезда в Аргентину [под названием Весна цветения персика], он изобразил себя в лодке, что было для него необычным местом у края холста. Я считаю, что это был его способ сообщить, куда он направляется — как можно дальше.

В вашем фильме показано, что после Аргентины он вместе со своей семьей и преданными переехал в Бразилию, вдали от Сан-Паулу, где построил место, напоминающее рай, под названием «Сад восьми добродетелей». Интересно, а что он искал этим ходом?

Нет никаких документальных свидетельств или записей о продолжительности его пребывания в Аргентине, причинах выбора Аргентины или продолжительности времени, проведенного этим человеком в Бразилии. Эти детали остаются расплывчатыми и неизвестными. Он часто говорил о «Весне цветения персика» — термине, обозначающем утопическое видение гармонии и толерантности, — которое он стремился создать в Бразилии, возможно, объясняя наше путешествие в столь далекие страны.

Мы также видим, как он адаптирует западные методы к традиционным китайским чернилам — с невероятными результатами.

Он хотел преодолеть границы. В традиционной китайской философии нет границ, нет Запада или Востока. Мы одинаковы. Вот что он показывал. Я думаю, что это послание важно, особенно сейчас, когда мир устроен, и я надеюсь, что этот фильм даст нам немного времени подумать о том, каков наш нынешний мир.

Этот фильм также кажется глубоко личным, поскольку вы полностью погружаетесь в его мир.

Мне показалось необходимым поделиться этой историей. У меня было желание записать событие, которое подчеркивает силу человеческого духа, и я хотел создать историю, которая могла бы мотивировать и воодушевлять других.

Смотрите также

2024-11-21 19:28