Как иранский режиссер снял фильм с критикой режима прямо в центре Тегерана

Как иранский режиссер снял фильм с критикой режима прямо в центре Тегерана

В обширном и запутанном гобелене существования каждая нить представляет собой уникальную историю, особую жизнь. История иранского режиссера Джафара Панахи – одна из таких нитей, сияющих необыкновенным блеском. Его жизнь, рожденная в бурном политическом ландшафте Ирана, стала свидетельством стойкости и настойчивости перед лицом невзгод.


Прохладным осенним октябрьским вечером, всего через несколько часов после ракетного удара Ирана по израильским объектам, известный критик Исламской Республики оказался сидящим в столовой отеля на Манхэттене, размышляя о возможности своего возможного возвращения на родину.

Мухаммад Расулоф, недавно создавший политический художественный фильм, имеющий большое значение для нации, столкнулся с серьезными личными рисками. Однако его самое сокровенное желание — просто вернуться в страну, которую он стремится преобразовать.

Прогуливаясь по городам Америки или Европы, я встречаю людей, которые не похожи на меня, и задаюсь вопросом, действительно ли я принадлежу к ним. Я тоскую по ощущению дома, но моя решимость завершить этот проект взяла верх над моим личным стремлением». (51-летний мужчина, говорит через переводчика) Юношеский блеск в его глазах намекал на испытания, которые он преодолел.

Проект называется «Семя священного инжира», и сложно полностью передать риски, на которые Расулов ​​пошел при его создании, или мужество, которое он проявил, преодолевая эти препятствия.

День за днем ​​режиссер рисковал своей жизнью, собирая людей в Тегеране для создания фильма, критикующего иранское правительство. Завершив его, он выбрал изгнание, понимая, что пребывание там приведет к тюремному заключению или даже к худшему. Он носил пленку с собой, тайно пересекая границы и соседние страны, пока не оказался в безопасности в Германии. Расулову удалось прибыть в Европу прямо перед показом на Каннском кинофестивале в мае, сохранив и свое тело, и фильм в целости и сохранности. (В настоящее время он проживает в Германии и время от времени посещал другие освобожденные регионы, например, Нью-Йоркский кинофестиваль, где и состоялось это интервью.)

Как страстный геймер, я с нетерпением считаю дни до 27 ноября, когда Neon представит «Sacred Fig» в США. Это не просто очередная премьера фильма; это отчаянный призыв к свободе, тайно вывезенный из места, где такие призывы могут привести к тюремному заключению или еще хуже. Этот фильм, родом из Германии, призван войти в международный шорт-лист премии «Оскар», и он не уклоняется от суровых реалий. Он бесстрашно изображает мужество молодого поколения, противостоящего огромным рискам, и смелость безжалостного режима, заставляющего их замолчать.

Хотя фильм Джафара Панахи 2011 года «Это не фильм» имеет более прямолинейную структуру повествования и случайно появляется для документирования посещений дома режиссера, эти два фильма действительно имеют некоторые сходства. Оба фильма рассказывают о смелых актах неповиновения и эффективно демонстрируют это восстание самим своим существованием.

В последнее время Иран пережил значительное количество преобразующих событий. Первой стала трагическая смерть Махсы Амини под стражей в полиции, которая спровоцировала массовые демонстрации под лозунгами «Женщина, жизнь, свобода» в конце 2022 года и последующие усилия властей по подавлению.

Начиная с 7 октября 2023 года суррогатные правительственные ополченцы вступили в конфликт на Ближнем Востоке против Израиля, за которым последовало возмездие. В мае произошла неожиданная катастрофа вертолета, унесшая жизнь жесткого президента Эбрагима Раиси, что привело к избранию в июне более умеренного Масуда Пезешкиана. Однако остается неясным, какую автономию он будет иметь под руководством Верховного лидера Али Хаменеи, которому 85 лет и который контролирует страну как священнослужитель. Недавно страну потрясла казнь иранского диссидента немецкого происхождения Джамшида Шармахда и решение на прошлой неделе давнего диссидента Киануша Санджари покончить жизнь самоубийством в качестве последнего акта протеста от имени многочисленных политических заключенных Ирана.

Расулоф входит в число немногих кинематографистов, которые бросают вызов правительству, создавая независимые фильмы, часто из-за изгнания из Ирана. Эти неофициальные постановки направлены на переход к более либеральной политике. Это фильмы, которые избегают цензуры и предвзятого изображения критиков режима, характерных для фильмов, одобренных государством. (Расулоф получил Золотого медведя Берлинале в 2020 году за свой реформаторский фильм Зла нет о смертной казни.) Государственные фильмы представляют идеализированный Иран, где правительство обеспечивает идеальную жизнь и не имеет вины, тогда как независимые ничего не приукрашивают.

Ранее Расулов ​​отбывал срок в тюрьме, а в 2022 году был арестован за критику правительства. Во время его заключения произошла неожиданная ситуация, когда охранники, следившие за ним, признались, что видели пиратскую версию «Зла нет» и получили от нее удовольствие. Ему снова проиграли эту песню в больничном крыле, где он находился. Размышляя об этом опыте, Расулов ​​с юмором заметил: «Я оказался в тюремной больнице и смотрел фильм об угнетении.

ПАРТИЗАНСКОЕ КИНО

Как иранский режиссер снял фильм с критикой режима прямо в центре Тегерана

В последнем фильме Расулова мы погружаемся одновременно в личную семейную сагу и политическую аллегорию. История вращается вокруг недавно назначенного «следственного судьи» по имени Иман (Миссах Заре), который на самом деле служит для легитимации жестких действий режима с помощью бюрократии. Однако этот фильм исследует момент колебания, который он испытывает, прежде чем полностью посвятить себя своей разрушительной роли.

В фильме «Священный инжир» рассказывается о Резване (Махса Ростами), которая из-за своей активности принимает активное участие в протестах «Женщины, жизнь, свобода». Эта помолвка приводит к конфронтации с ее отцом и создает сложные ситуации для ее младшей сестры Саны (Сетаре Малеки) и матери Наджме (Сохейла Голестани). История разворачивается в резком семейном расколе, который отражает то, как иранские репрессии раскололи и поставили под угрозу нацию в целом.

Процесс создания фильма был по своей сути смелым, поскольку места съемок часто сообщались актерам и компактной команде за несколько минут до начала съемок. Иногда производство шло без сбоев. Однако бывали случаи, когда экипаж прибывал только для того, чтобы обнаружить, что им приходится немедленно расходиться; продюсеры заметили поблизости потенциально опасных людей, поэтому продолжать съемки в этот день было слишком рискованно. «Это был не тот сценарий, к которому можно было бы легко подготовиться», — отмечает Мани Тилгнер, один из продюсеров фильма.

При съемках уличных сцен приходилось проявлять большую осторожность из-за деликатного характера места. В основном нам удалось запечатлеть только сцены с участием женщин в хиджабах, поскольку этот предмет одежды стал значимым символом борьбы за свободу и прогрессивность. Иногда это приводило к юмористическим встречам. Например, во время съемок сцен с женщинами в чадре некоторые прохожие говорили: «Посмотрите на эту плохо подготовленную программу, никто ее смотреть не будет». Я подумал про себя: «Если бы они только знали правду.

Чтобы обойти проблему изображения сцен протеста, в которых присутствовали бы женщины без хиджабов, Расулов ​​придумал хитрое решение: он включил в свой фильм кадры реальных протестов «Женщины, жизнь, свобода». Это не только сделало сцену более искренней, но и позволило избежать риска ареста актеров и остановки производства.

Экспорт видеоконтента из страны представлял собой проблему даже для целей редактирования. Расулоф сотрудничал со своим редактором Эндрю Бёрдом, который проживает в Берлине.

Бёрд заявил THR, что временами он не был уверен, существует ли отснятый материал и где его можно найти», — сказал Бёрд. «Часто мне приходилось копаться в череде скрытых аккаунтов, чтобы получить его. Это произошло потому, что кинематографисты постоянно пытались перехитрить цензоров и агентов правительственной разведки в цифровой сфере. Чтобы уточнить, оно было не просто отправлено на мой адрес электронной почты.

Бёрд держал свой проект в секрете, работая над ним, используя автономный компьютер, а его телефон находился в другой комнате.

ПРИГОВОРЕН К ТЮРЬМЕ

Как иранский режиссер снял фильм с критикой режима прямо в центре Тегерана

Во время работы над своим фильмом Расулоф неожиданно получил восемь лет тюремного заключения от одного из судей, которого он раскритиковал в своем фильме. Его актерский состав и съемочная группа также были вызваны на допрос. Первоначально адвокат Расулова предположил, что надежды на отмену приговора нет. Тем не менее, они могут попытаться подать апелляцию в суд, которая предоставит им от семи до восьми недель – ровно столько, чтобы закончить фильм до истечения установленного срока. Расулоф согласился и сказал, пожав плечами: «Этого времени было как раз достаточно, чтобы закончить фильм.

Когда приближался срок заключения, Расулов ​​бежал.

К счастью, во время своего предыдущего пребывания в тюрьме он столкнулся с другими диссидентами — людьми, искусными в тактике уклонения — которые позже сыграли решающую роль в том, чтобы помочь ему бежать из страны на этот раз. Они предложили ему ценные связи и советы, как пройти через контрольно-пропускные пункты незамеченным. Похоже, что самым эффективным способом побега было сначала оказаться в тюрьме.

Расулову потребовалось две недели, чтобы добраться до Германии. По ходу дела он отправлял Берду туда и обратно правки.

Актеры столкнулись с собственным испытанием.

Принимая эту позицию, я сначала почувствовал беспокойство. Однако мое разочарование было значительно сильнее», — делится Ростами после звонка в Zoom из Германии.

Личный путь молодой актрисы к активизму отражает развитие ее персонажа. В течение многих лет она украшала сцены государственных постановок, но когда в 2022 году начались протесты, она решила отступить и сосредоточиться на нетрадиционных ролях – например, на независимых театральных постановках. Вскоре после окончания этого фильма она тоже скрылась. Она по-прежнему не уверена в своей способности вернуться в Иран в будущем.

Малеки, изображавшая своего экранного брата и сестру, также искала убежища в Германии. Они поддерживают ежедневный контакт. Что касается Голестани и Заре, их закадровых персонажей, предполагается, что они останутся в пределах границ Ирана.

Как геймер, я никогда не стремился стать воплощением той борьбы, которую критиковал. Тем не менее, Ростами и Расулоф оказались в этом своеобразном затруднительном положении, полностью осознавая иронию, которая развернулась в их жизни. Никто не хочет быть символом несправедливости, но это, безусловно, упрощает задачу маркетинга фильма.

Вы можете почувствовать вину Расулова перед теми, кого он оставил. Хотя его ближайшие родственники находятся за пределами Ирана, его сестра остается в стране. Она предоставила свой дом в качестве залога под залог и потеряла его, когда он сбежал.

Он также испытывает чувство раскаяния в том, что не продолжил внутреннюю борьбу и протесты. Вы почти можете почувствовать, как Расулов ​​борется внутри себя, примиряя печаль изгнания с радостью от возможности рассказать историю, которую он не смог бы рассказать, если бы не уехал. Было бы слишком упрощенно рассматривать его историю исключительно как историю побега. Вместо этого речь идет о большем, чем просто физический уход; Жизнь Расулова – это преодоление более глубокого экзистенциального затруднения. Он застрял между желанием остаться со своим народом и рассказать его историю, а также между борьбой за свободу и ее получением.

Несколько дней назад я задал Альфонсо Куарону наводящий на размышления вопрос: «Предположим, вы оказались в диктаторской ситуации, смогли бы вы создать фильм Гравитация?» – делится Расулов. Он ответил: «Я едва могу себе это представить». Этот вопрос углубляется в философию. Он исследует место человека в жизни, приоритеты и возможности – оставаться на месте или переезжать куда-то еще. Если я останусь, я не хотел концентрироваться исключительно на своих впечатлениях.

Он продолжает: «У нас есть миллиарды других галактик. В этой части Млечного Пути, в которой мы находимся, я спрашиваю себя: «Что я по сравнению с этой необъятностью этого сложного и прекрасного мира?» Что я могу сделать, чтобы найти какой-то смысл?»

Он смотрит снаружи на оживленный центр Манхэттена, освещенный ночью, изобилующий людьми, направляющимися на ужин или спешащими домой после утомительного дня.

Он заявляет, что не кажется связанным с городом или местом, но чувствует принадлежность к чему-то большему, чего для него достаточно.

Первоначально это повествование было опубликовано в сольном выпуске журнала The Hollywood Reporter, вышедшем в ноябре. Если вы хотите подписаться и узнать больше о таких проблемах, нажмите [здесь](http://www.hollywoodreporter.com/subscribe).

Смотрите также

2024-11-22 20:25