Как Питер Джексон вдохновил стиль «Волн» и почему чешский режиссер сравнивает его с рождественской елкой

Как Питер Джексон вдохновил стиль «Волн» и почему чешский режиссер сравнивает его с рождественской елкой

В этом интервью чешские режиссеры Ян Мадл (режиссер) и Томаш Водоходский (актер) обсуждают свой последний фильм «Волны», в котором рассказывается история международного радиовещания во время Пражской весны 1968 года и советского вторжения. Мадл рассказывает о том, как ему пришла в голову идея фильма, и о проблемах, связанных с вплетением исторических кадров в сцены. Они также делятся своими мыслями о значении событий 1968 года в Чехии сегодня, а также о теме свободы и свободы прессы в контексте текущих глобальных событий. Кроме того, они обсуждают свои предстоящие проекты: Мадл выражает желание вернуться к актерской деятельности, а Водоходский рассказывает, что находится в процессе кастинга для нескольких фильмов.


1968 год в стране, которая раньше называлась Чехословакией, является популярным периодом для фильмов и телешоу, однако 58-й Карловарский международный кинофестиваль (KVIFF) представил нечто новое, представив мировую премьеру фильма «Волны», в котором исследуется Жизнь до и после вторжения Варшавского договора под руководством Советского Союза.

В центре внимания этого фильма — оживленный международный отдел новостей Чехословацкого радио, центра, наполненного одаренными людьми, которые могут похвастаться обширными знаниями, лингвистическими способностями и непоколебимой преданностью подлинной журналистской работе, ставящей истину превыше всего. Согласно веб-сайту KVIFF, их трансляции имели большое значение во время советского вторжения и оккупации Чехословакии в августе 1968 года. Станьте свидетелем впечатляющей, ярко запечатленной постановки, демонстрирующей необычайное мужество против репрессивного режима, силу братства и вечные темы, такие как любовь, обман, этика и оптимизм.

Иржи Мадл, как режиссер, так и актер, возглавил большой актерский состав во главе с Войтехом Водоходским в фильме, получившем выдающееся признание на фестивале. В одном из своих фестивальных интервью Мадл заявил, что, хотя постановка была в первую очередь ориентирована на чешских зрителей, он стремился сделать ее инклюзивной и привлекательной и для более широкой аудитории. Он рассказал, что подошел к этому проекту с тем же мышлением, что и Бен Аффлек при создании отмеченного наградами фильма «Арго».

В интервью The Hollywood Reporter дуэт обсудил свои планы по созданию фильма, основанного на важном периоде чешской истории. Они объяснили причину включения архивных материалов в целенаправленно снятые сцены, а также выразили желание совместно работать над другим проектом в будущем.

В начале фильма отмечается, что некоторые персонажи созданы по образцу реальных людей и используются их настоящие имена. Насколько изображение персонажа Томаса Гавлика в фильме соответствует реальной действительности?

Как геймер, погруженный в создание увлекательного повествования, я понял, насколько сложно объединить множество интригующих историй в ограниченный набор персонажей для моего сценария. Из этой необходимости родился характер Томаса. По сути, он представляет собой сплав трех человек, с которыми я столкнулся или о которых читал, которые были техническими специалистами. Более того, чтобы обеспечить творческую свободу и более сильную эмоциональную связь со зрителем, Томас частично выдуман.

Как вы как актер готовились к этой роли?

Как поклонник персонажа Водоходского, я могу себе представить, чтобы он сказал: «Учитывая, что мой персонаж — художественное произведение, я не мог позволить себе роскоши обращаться к руководству, как другие актеры. Нам пришлось импровизировать, поскольку не было существующего Модель для подражания Во время наших репетиций на даче Иржи с актером моего младшего брата мы стремились придать аутентичность нашему выступлению, основываясь на сценарии и на том, что интуитивно казалось мне правильным».

Как брат и сестра, я могу понять ваш опыт. Я младший, у меня есть старшая сестра. Чтобы лучше понять ее эмоции, возможно, я мог бы связаться с ней и спросить, как она себя чувствует. Мне нетрудно представить, какое чувство срочности и беспокойства охватило бы меня, если бы моему младшему брату или кому-либо из членов семьи грозила серьезная опасность.

Мадль: Я понимаю эту ситуацию. Имея 11-летнего младшего брата, я проводил много времени, ухаживая за ним в детстве. Эта тема присутствовала в двух моих последних творческих проектах: брат и младший брат. Я даже назвал в его честь одного из персонажей. Изначально я намеревался изменить имя персонажа, но, возможно, я к нему привык или это помогло мне глубже проникнуться ролью.

Как страстный режиссер, я тщательно обдумываю, когда и как интегрировать исторические кадры в повествовательный поток моих проектов. Цель состоит в том, чтобы улучшить качество повествования, обеспечивая контекст и глубину, не нарушая при этом вовлеченность аудитории. В некоторых сценах я намеренно создаю иллюзию взаимодействия актеров и исторических кадров, стремясь стереть грань между реальностью и вымыслом, тем самым глубже погружая зрителя в повествовательный мир.

Водоходский: Некоторые клипы мне были знакомы. Иржи просмотрел их для нас перед началом съемок. Он поделился конкретными сегментами и указал их предполагаемое место в финальной версии.

Как геймер: В нашем недавнем проекте я попытался совместить тест камеры с короткой сценой. В нем рассказывалось об эвакуации рабочих из здания радиостанции, продолжавшейся от двадцати до тридцати секунд. Этот короткий ролик эффективно донес идею как до тех, кто непосредственно участвовал в объединении архивных материалов и новых кадров, так и до широкой аудитории. Однако процесс личного изучения архивов оказался трудоемким и занимал до двух месяцев ежедневно.

Водоходский: Ого, я этого не знал.

например, той же цели может служить взрыв или горящий танк. (Смеется.)

Чтобы найти необходимые архивные материалы для ваших сцен, нам нужно было определить сегменты, в которые вы могли бы легко интегрироваться. Например, рассмотрим сцену, где горит танк, и солдаты отважно пытаются потушить пламя. В этой ситуации мы снимали с возвышенной точки зрения, создавая впечатление, будто ваши актеры были частью исходного материала. Поступая так, зрители могут прийти в замешательство и полностью погрузиться в историю, а не чувствовать себя эмоционально отстраненным.

Как Питер Джексон вдохновил стиль «Волн» и почему чешский режиссер сравнивает его с рождественской елкой

Водоходский: Как вам пришла в голову эта идея?

По моему мнению, я впервые познакомился с этой техникой благодаря фильму Питера Джексона «Они не состарятся» (2018), документальному фильму о Первой мировой войне. Примечательно, что в этой постановке использовалась колоризация и качественный звук для архивных кадров. Однако за весь свой предыдущий опыт я не встречал, чтобы этот метод легко интегрировался в сцену взад и вперед.

Я не эксперт по вашему личному опыту, но с точки зрения стороннего наблюдателя события 1968 года продолжают иметь большое значение в Чешской Республике. Несмотря на время, они остаются темой, вызывающей большой интерес и гордость для многих чехов, формируя их национальную идентичность и историческое сознание.

Водоходский: Учащимся начальных и старших классов рассказывают об этом знаменательном историческом событии. Поэтому с ним знакомы примерно 80% детей.

Мадл: У нас есть общая идея, но она кажется почти сюрреалистической, поскольку кажется очень далекой от нашей нынешней реальности. Однако мой отец поделился со мной нерассказанной историей из прошлого. В те дни они возвращались на родину из Италии. Мой дедушка был многоязычным, владел семью языками. Зная о том, что происходит в Чехословакии, они получили возможность остаться за границей. Ему даже предлагали работу в Швейцарии, Австрии и Италии. Тем не менее, несмотря на эти привлекательные перспективы, они решили вернуться.

Я был заинтригован и захотел углубиться в эту тайну, поэтому, когда во время чтения я наткнулся на книгу об истории Чехословакии, я был очень рад обнаружить краткую главу о международных новостях. Большинство людей знают только два или три предложения из радиопередач о советском вторжении, например: «В эти ранние часы танки вторглись на нашу землю». Но что меня действительно заинтересовало, так это вопрос о том, как радио продолжало вещать еще пять дней, несмотря на то, что русские выключили в здании весь свет. Этот пробел в знаниях зажег во мне пламя, и я подумал: «Какое увлекательное открытие я сделал!»

Свобода, особенно аспект свободы прессы, является важной проблемой в современном мире. Повлиял ли этот фактор на ваше решение заняться этим проектом?

Водоходский: Когда мы впервые приступили к съемкам, мы даже не предполагали, что все станет так, как сейчас, когда над нами нависла серьезная опасность, включая цензуру и государственное вмешательство. Кажется, оно становится все более интенсивным.

Мадл: Я начал работать над этим проектом еще в 2012 году. С тех пор глобальный ландшафт существенно изменился. Однако чем больше сходства я замечаю между прошлым и настоящим, тем больше меня это тревожит.

Мне очень жаль, но время для фильма выбрано неудачно, особенно потому, что мы не планировали, чтобы все было именно так.

Фильм настолько впечатляет, что многие считают, что он способен получить международное признание. Принимались ли какие-либо решения о показе Waves за пределами Чехии?

Мадл: Конечно, наша цель — добиться победы на «Оскаре». Должен признать, создать фильм, достойный международного признания, может оказаться непростой задачей. Однако мы живем во времена, когда представление о том, что зрители потребляют исключительно свою отечественную или американскую продукцию, постепенно угасает.

Водоходский: Кажется, такие сериалы, как «Игра в кальмары» и другие фильмы из Кореи и Вьетнама, набирают популярность и даже номинируются на «Оскар». Это говорит о том, что языковые и национальные барьеры, которые мы когда-то знали, постепенно стираются.

Какие у вас предстоящие проекты?

Водоходский: Ну, я всего лишь актер. Так что буду ждать звонка.

Мадл: Я позвоню!

Водоходский: Сейчас я прохожу отбор для некоторых крупных кинопроектов. Кроме того, я участвую в небольших проектах, таких как телесериалы.

Мадль: Сейчас я хотел бы снова оказаться в центре внимания и действовать. В наступающем году я планирую сосредоточиться на съемках трех главных ролей – двух в Чехии и одной в Швейцарии. На данный момент у меня нет режиссерского проекта, но я с оптимизмом смотрю на сценарий. Я написал сценарии для всех трех фильмов, но открыт для сотрудничества и над другими проектами. (Взгляды на Водоходского.)

Водоходский: Я всегда питал тайное желание сниматься вместе с тобой, мой друг, в кино. Интересно поразмышлять над тем, как будет разворачиваться этот опыт. По правде говоря, ты сейчас кажешься мне загадкой, потому что я встретил тебя только как режиссера на съемочной площадке.

Смотрите также

2024-07-06 10:55