Как снять фильм о Ватикане? С Божественным вмешательством

Как снять фильм о Ватикане? С Божественным вмешательством

Погружаясь в эту захватывающую историю о власти, политике и вере, разворачивающуюся в священных залах Ватикана, я оказываюсь полностью очарован дерзким духом, который пронизывает каждый кадр «Конклава». Проведя немало часов в душных конференц-залах, я могу понять персонажа Марка Райланса, сидящего там целыми днями и находящего утешение в тайных романах и альбомах для рисования.


Шесть лет назад на Каннском кинофестивале Тесса Росс, известный британский продюсер, получившая премию Оскар за работу над такими фильмами, как «12 лет рабства», «Миллионер из трущоб» и «Зона интересов», встретилась с многообещающий немецкий режиссер по имени Эдвард Бергер. Тесса была очарована британским историческим мини-сериалом Бергера «Патрик Мелроуз» и очень хотела сотрудничать с ним. Она предложила ему несколько идей проекта, но, к сожалению, ни одна из них не была реализована.

Размышляя о своем выборе в Лондоне, Росс нашла идею: «Конклав», сценарий по роману Роберта Харриса, права на который ей принадлежали. Повествование вращалось вокруг борьбы за власть, скандалов и религиозных беспорядков в Ватикане после внезапной кончины Папы Римского – интригующая, но спорная история. Очарованный черновиком сценария номинированного на премию Оскар сценариста Питера Строгана (известного по фильму «Солдат-шпион-тинкер-портной»), Бергер быстро согласился на сюжет о самом загадочном и почитаемом избирательном процессе в мире.

Фильм под названием «Конклав» с участием таких выдающихся актеров, как Рэйф Файнс, Стэнли Туччи, Джон Литгоу и Изабелла Росселлини, дебютировал в национальном масштабе с 25 по 27 октября, заработав 6,6 миллиона долларов в прокате внутри страны. После показов на престижных кинофестивалях, таких как Теллурайд и Торонто, с которых начинается кампания «Оскар», он привлек значительное внимание. Католические общины оказали особенно сильную поддержку этому фильму. Более того, время его выхода добавляет дополнительный уровень резонанса, поскольку история вращается вокруг спорных выборов руководства, отражая текущий политический климат в Америке, где граждане переживают аналогичный опыт (первоначально широкий выпуск запланирован на 8 ноября).

Зрители, присутствовавшие на Конклаве, станут свидетелями кульминации почти десятилетнего труда, наполненного многочисленными молитвами «Радуйся, Мария» и божественными вмешательствами, когда независимо финансируемый фильм, посвященный могущественному институту и ​​табуированной теме, наконец, пробивается на экран. «Это был долгий путь, — говорит Росс, — но я всегда знал, что этот фильм появится.

Прыжок веры

Как снять фильм о Ватикане? С Божественным вмешательством

Все началось с провидения недвижимости. 

Росс работал вместе с документальной фирмой, у которой были хорошие отношения с агентом Харриса, и написал две незаконченные главы книги. Они отдали их Россу, который был заинтригован. Вскоре после этого она получила всю незаконченную рукопись и вместе со своей партнершей Джульеттой Хауэлл из их лондонской компании House Productions встретилась с Харрисом и получила права на экранизацию после ее публикации в 2016 году.

Позже Росс связался со Строганом через общего знакомого; он прочитал книгу всего за один сеанс. «Фильмы, посвященные выборам и спорту, на первый взгляд настолько пусты, насколько могут показаться конфликты», — комментирует Строган, объясняя их привлекательность. Бывший прислужник, который теперь называет себя неверующим, Строэн счел подходящим рассказчиком этой истории.

Как снять фильм о Ватикане? С Божественным вмешательством

Эдвард оказался исключительно хорошо подготовленным, и этот факт привел к тому, что он провел на съемочной площадке несколько недель — роскошь, которую режиссеры редко предоставляют. По словам Строэна, «Эдвард – настоящий режиссер, мастер на все руки». (Премьера последнего фильма Бергера состоится менее чем через два года после того, как он получил «Оскар» за лучший международный полнометражный фильм за На Западном фронте без перемен, экранизацию романа 1929 года о Первой мировой войне, который некоторые критики был провозглашен величайшим антивоенным фильмом, когда-либо созданным.)

Весной 2021 года, пока Бергер был занят съемками «На Западном фронте без перемен», Бергер, Строэн и Росс продолжали удаленно работать над своим проектом «Конклав» через Zoom. (По словам Росса, он достаточно опытен в управлении примерно 130 проектами одновременно.)

Однако помощь высших сил казалась необходимой. Чувствительная и потенциально противоречивая тема Конклава делала маловероятной жизнеспособность традиционных вариантов финансирования, поэтому единственным возможным путем было независимое финансирование. Чтобы обеспечить это, создателям фильма нужен был высококлассный актерский состав, который был бы готов взять на себя важные роли, если бы они хотели воплотить этот фильм в жизнь.

Кастинг избранных 

Как снять фильм о Ватикане? С Божественным вмешательством

Первоначально основное внимание уделялось лидерской роли. В книге Томас Лоуренс, который руководит сложным конклавом и может иметь скрытые планы, является итальянским кардиналом. Однако в английской экранизации это не сработало бы. Но Бергер предложил решение. Он представил Лоуренса сдержанным британским персонажем. «По мере написания сценария я понял, что этот персонаж — тихий и неохотный участник этих событий. Он не желает быть центральной фигурой. Он меньше говорит и проводит большую часть своего времени, наблюдая и созерцая. «, — говорит Бергер.

Файнс связался и с ним, и с Россом, пригласив Бергера и Росса присутствовать на его выступлении в Лондоне. После шоу все решили пообедать в местной итальянской закусочной неподалеку. «Это произошло на удивление быстро, — рассказывает Файнс, — мне было легко принять это предложение». Он уточнил, что это была не одна из тех встреч, где они пытались оценить друг друга.

Следующая задача заключалась в подборе подходящих актеров на роли потенциальных пап, учитывая, что череда разворачивающихся событий может обнажить различные скандалы, из-за которых многие кандидаты будут дисквалифицированы. Бергер сразу же рассмотрел Туччи на роль кардинала Беллини, американского кардинала-новатора, который является неофициальным главой реформистской группы внутри конклава. «Персонаж Ральфа скорее глубокий мыслитель, — говорит Бергер, — в то время как персонаж Стэнли больше ориентирован на действие, например: «Давай просто сделаем это». Чтобы визуализировать их экранную химию, Бергер вывесил в своем офисе фотографии обоих актеров. Кроме того, Туччи, ведущий получившего премию «Эмми» шоу CNN Стэнли Туччи: В поисках Италии, предложил дополнительное преимущество, поскольку он был знаком с ресторанами Рима.

Со временем Бергер повесил дополнительные портреты, на которых Литгоу изображен в роли амбициозного канадского кардинала Трамбле, неустанно стремящегося стать следующим Папой и готового пойти на крайние меры ради своих амбиций. Росселлини был изображен как сестра Агнес, персонаж, который появится. Несмотря на то, что во время заседаний конклава им было запрещено посещать Сикстинскую капеллу, такие монахини, как сестра Агнес, отвечали за подачу обедов Коллегии кардиналов. Среди них сестра Агнес выделялась как одна из немногих, обладающих реальным влиянием, и она не стеснялась утверждать свою власть.

Как снять фильм о Ватикане? С Божественным вмешательством

В фильме Росселлини, выросший в Риме, произносит всего около 30 слов, но эти несколько строк, такие как мощное заявление в защиту прав женщин: «Хотя моя роль должна быть невидимой, Бог все же благословил нас зрением и слушание» являются одними из самых впечатляющих моментов в фильме.

С самого начала она задерживалась в моих мыслях, но поначалу я не решался сосредоточиться на ней, так как хотел наблюдать, как будет разворачиваться динамика группы, состоящей исключительно из мужчин», — объяснил Бергер Росселлини. Далее он уточнил, что даже когда она была Не говоря ни слова, он стремился подчеркнуть ее характер. В конце концов, когда она начала говорить, аудитория испытала облегчение, поскольку она «нарушала монотонность мужского единообразия», добавил он.

Для Росселлини этот проект имел глубоко личное значение. «Я посещала католические школы и получила образование у монахинь, — объясняет она, — поэтому у меня было некоторое представление об их характере». Она описывает их как обладающих впечатляющим присутствием и авторитетом даже в молчании. «Они не были покорными, несмотря на отсутствие права выступать или голосовать за Папу или даже вести мессу», — добавляет она. Она называет их своим «великим источником вдохновения».

Однако самый поразительный актерский подвиг еще впереди. Особого внимания заслуживает роль кардинала Бенитеса из Кабула, которого сыграл Карлос Диц в своем дебютном значимом киноспектакле. Без ведома всех этот персонаж был тайно назначен покойным Папой кардиналом, и его внезапное появление на конклаве крайне изумило более 130 кардиналов.

Родившийся в Мексике Диц — архитектурный дизайнер с опытом работы, который сейчас проживает в Монреале — начал актерское мастерство всего несколько лет назад. Его заметили во время глобального открытого прослушивания на роли. Режиссер Бергер отказался приглашать на эту роль известного актера. «Откуда этот человек прибыл, не имело решающего значения», — отмечает Бергер. «Мне просто нужен был кто-то, в чьи глаза я мог бы посмотреть и искренне поверить в то, что он говорит [во время ключевого монолога в фильме].

«А это непросто, — продолжает Бергер, — если вы видели их в 20 фильмах».

Как снять фильм о Ватикане? С Божественным вмешательством

Многие эксперты уже предполагают, что Файнс может получить номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший актер», в то время как в категориях второго плана потенциально могут участвовать другие талантливые актеры из «Конклава». Примечательно, что это ознаменовало бы дебют Росселлини в качестве номинанта на Оскар.

В мае 2022 года Росс представил звездный актерский состав предстоящего фильма. Одновременно выяснилось, что известная независимая студия Глена Баснера FilmNation и Indian Paintbrush Стивена Рэйлза, постоянный сотрудник Уэса Андерсона, совместно финансировали проект и продавали права на его зарубежное распространение. Стоит отметить, что продюсерский дом Баснера в этом году был связан с несколькими фильмами, номинированными на Оскар, причем не с одним, а с двумя другими претендентами, помимо Конклава, а именно Анора и < em>Мария.

Ориентировочный бюджет производства «Конклава» пока официально не подтвержден, но инсайдеры предполагают, что он может составить около $20 млн. Эта цифра может стать неожиданностью, учитывая громкий актерский состав, детальное воссоздание территории Ватикана и Сикстинской капеллы (где проходит конклав), но, похоже, расходы остались относительно низкими. В августе 2022 года Black Bear получила права на распространение в Великобритании, а Focus Features получила права в Северной Америке в ноябре 2023 года — через несколько месяцев после триумфа «All Quiet» на крупных наградах.

Библейский вызов

Как снять фильм о Ватикане? С Божественным вмешательством

Разобраться в сложных механизмах конклавов довольно сложно, и Бергер и его команда не предприняли никаких усилий, чтобы обратиться за помощью к Ватикану в этом начинании.

Бергер заявляет: «Этот метод нелогичен. Во-первых, они не могут вам помочь, и более того, не должны. Кроме того, нежелательно, чтобы вы оказались в долгу перед ними». Вместо этого создатели фильма беседовали с несколькими кардиналами, принимавшими участие в настоящих конклавах. Хотя Церковь запретила этим кардиналам раскрывать точные подробности конклава, они могли предоставить общую информацию. Например, во время процесса Коллегия кардиналов проживает в Casa Santa Marta, элегантном средневековом общежитии, где их обслуживает и о них заботится сестричество монахинь.

Помимо съемочной группы, они привлекли консультанта, разбирающегося в религиозных вопросах. Хотя специфика древних церемоний остается несколько загадочной, со временем стали известны подробности, такие как метод снятия и уничтожения кольца умершего папы. Файнс подчеркнул: «Я чувствовал, что крайне важно точно изобразить ритуалы, например, правильно надевать шляпу. Есть разные способы держать руки во время молитвы.

Кроме того, невероятно полезной для команды оказалась экскурсия по Ватикану. Художник-постановщик Сьюзи Дэвис получила редкую возможность заглянуть в уединенные сады и мельком увидеть Дом Санта-Марта. Целью было изобразить Санта-Марту суровой, напоминающей о фашистской эпохе Рима, с атмосферой, напоминающей тюрьму.

К январю 2023 года Дэвис успешно организовал воссоздание Сикстинской капеллы на территории исторической студии Cinecittà Studios, кинопроизводственного комплекса площадью 99 акров, основанного в фашистскую эпоху Муссолини. Эту студию использовали известные итальянские режиссеры, такие как Федерико Феллини и Бернардо Бертолуччи, а также американские режиссеры, такие как Фрэнсис Форд Коппола, и ее даже посетила Росселлини (дочь Роберто Росселлини) в детстве, когда она сопровождала своего отца, режиссера Роберто Росселлини. .

К счастью для Дэвиса, там остался дубликат стен Сикстинской капеллы, якобы из сериала «Молодой Папа». Ей нужно было устранить некоторые повреждения, нанесенные грызунами, и воссоздать потолок с помощью компьютерных изображений (CGI).

В фильме «Конклав» Бергер объединяется с композитором Фолькером Бертельманном для их пятого совместного проекта, получившего «Оскар» за «На Западном фронте без перемен». Для этого фильма Бергер хотел, чтобы музыка отражала внутреннюю жизнь персонажей и придавала более современную атмосферу. Традиционные органы не были его предпочтением; вместо этого он выбрал Cristal Baschet, уникальный инструмент, состоящий из настроенных стеклянных стержней, натертых влажными пальцами. Как объясняет Бертельманн: «Мы стремились к чему-то более современному и оторванному от Церкви. Баше создает более неземные тона.

В общей сложности съемки длились около 40 дней. Примечательно, что Литгоу помнит встречи, продолжавшиеся более двух недель. «Интересно, что это была самая сложная часть, — размышляет Литгоу. — Мы все сидели там, около 110 человек, каждый день в течение двух недель подряд». Чтобы бороться со скукой, он спрятал под скатертью книгу и блокнот. Более того, он попросил итальянских статистов сесть рядом с ним, чтобы он мог попрактиковаться в итальянском (он также спрятал языкового гида). «Прости меня, отец, за то, что я втащил мои развлечения в работу», — с юмором добавил Литгоу.

Время молчать и время говорить

Как снять фильм о Ватикане? С Божественным вмешательством

В естественной и легко читаемой форме:

Тем не менее, Строган отмечает, что эти события имеют театральный характер: «Это видимая сцена, на которой разворачиваются ритуалы. Но за кулисами в комнатах и ​​коридорах происходит торговля лошадьми. их истинные личности.

Фильм «Конклав» в первую очередь вращается вокруг Церкви, но его создатели были вдохновлены политическими триллерами, распространенными в 1970-х годах, и их частым исследованием вакуума власти. Бергер объясняет: «Я не был очарован Ватиканом. Действие нашего фильма могло происходить в Вашингтоне, округ Колумбия, или в любом другом значимом месте встреч». Строган добавляет: «Это самые старые выборы, которые только можно себе представить, с избирательным округом в 1,5 миллиарда человек. Однако ошибочно рассматривать их как светские выборы. Члены конклава верят, что ими руководит Святой Дух.

Основная привлекательность Бергера заключалась во внутреннем путешествии в условиях неопределенности и оптимизма, которое совершил персонаж Файнса, поскольку на него возложена ответственность наблюдать за ходом конклава. «Каков был внутренний мир Лоуренса?» Файнс размышляет. «Я чувствовал, что он был человеком, скрывавшим в себе сильное подавленное разочарование или печаль, но осознававшим свои обязательства.

До сих пор у Бергера не было возможности снять крупный голливудский фильм. Тем не менее, среди фанатов ходили слухи о возможности того, что он будет выбран руководителем следующего фильма о Джеймсе Бонде, в котором в настоящее время нет актера. Сам Бергер упомянул, что хотел бы обсудить проект с продюсерами Барбарой Брокколи и Майклом Уилсоном, но они пока с ним не связались.

Когда его спросили о возможном постановке следующего фильма об агенте 007, он пояснил, что это всего лишь слухи. Он уверен, что многие режиссеры хотели бы поработать над Бондом, и это действительно потрясающая возможность. Однако Барбара и Майкл — опытные продюсеры, которые в нужный момент примут правильные решения. Когда они будут готовы продюсировать фильм, они выберут отличного режиссера, почти как созвать встречу экспертов.

«Прочитайте эту статью, опубликованную в выпуске журнала The Hollywood Reporter от 30 октября! Подпишитесь сейчас, чтобы быть в курсе будущих выпусков.

Смотрите также

2024-10-31 19:57