Камилла Клодель, сыгранная на экране Жюльет Бинош и Изабель Аджани, снова увидена на шоу Getty Show

Камилла Клодель, сыгранная на экране Жюльет Бинош и Изабель Аджани, снова увидена на шоу Getty Show

Во Франции Камиллу Клодель почитают как выдающуюся фигуру модернистской скульптуры. Однако за пределами Франции она известна прежде всего как любовница Огюста Родена.

Жизнь этой трагической женщины, отмеченная ее последними десятилетиями, проведенными в приюте, была изображена в фильмах: один с Изабель Аджани и Жераром Депардье в «Камиле Клодель» (1988), а другой с Жюльет Бинош в «Камиль Клодель 1915». (2013). Ученица, муза и любительница Родена, ставшая впоследствии его соперницей, она создавала искусство столь же революционное и эмоциональное, как и его. В настоящее время в Музее Гетти до 21 июля проходит первая в Северной Америке выставка, посвященная исключительно ее работам, на которой представлено около 60 произведений.

Звездой шоу (впервые в США, в Чикагском институте искусств) стала Зрелая эпоха, а также несколько версий ее фирменного произведения Вальс. Портретов из бронзы или мрамора также много — это обычный жанр для немногих женщин-скульпторов того времени, которые могли вызвать споры, работая с профессиональными обнаженными моделями. Ее точное сходство с Роденом может сравниться только с Маленькой леди, ребенком, вырезанным из мрамора. Болтун, выполненный из зеленого оникса, изображает четырех сплетничающих женщин, заговорщически наклонившихся вперед. Он примечателен отчасти своим женским взглядом — обнаженные женщины выделены не из-за их чувственной телесности, а из-за их выразительного взаимодействия друг с другом.

В страстном диагональном движении «Вальс» оживает, когда пара танцоров выходит из замысловатых завитков платья. По словам Анн-Лиз Десмас, старшего куратора отдела скульптуры и декоративного искусства Музея Гетти, многие художники в ту эпоху смело экспериментировали, но правительство не всегда было готово к таким инновациям. Такова была история «Вальса».

Камилла Клодель, сыгранная на экране Жюльет Бинош и Изабель Аджани, снова увидена на шоу Getty Show

Рожденный в гипсе в 1889 году, «Вальс» превратился в бронзу лишь шестнадцать лет спустя. Работая по правительственной комиссии, Клодель столкнулся с сопротивлением, предложив сделать копию мрамора. Вместо этого она адаптировала и создала альтернативную версию, которая отличалась от ее более ранних произведений, вдохновленных Роденом. Как объясняет Десмас: «При первоначальной оценке она представила двух обнаженных танцовщиц государственному инспектору по искусству; однако они отклонили ее предложение. В ответ она скорректировала свой дизайн, добавив драпировку. Таким образом, конструктивная критика побудила Клодель создать еще более впечатляющая работа».

В студии Родена Клодель с 19 лет создавала работы, в которых были тщательно проработаны различные части тела, особенно в таких сложных областях, как руки и лицо. После аборта в 1892 году их отношения закончились, и под пристальным вниманием критиков, считавших ее работы слишком похожими на работы Родена, она переключила внимание на создание меньших зарисовок природы и повседневной жизни. Одно из ее выдающихся произведений, Fireside Dream, было выполнено из алебастра и бронзы и изображало женщину перед уютным огнем. Кроме того, Клодель превратил знаменитую гравюру Хокусая «Большая волна» в уникальное произведение искусства, вырезав на ней из зеленого оникса изображение бронзовых купающихся.

Камилла Клодель, сыгранная на экране Жюльет Бинош и Изабель Аджани, снова увидена на шоу Getty Show

Посещение Музея Камиллы Клодель, музея в ее родном городе Ножан-сюр-Сен, где хранится ее шедевр «Персей и Горгона», к сожалению, не было для Клодель вариантом. Созданная в 1897 году, эта мраморная скульптура изначально предназначалась для государственного заказа, но позже была заказана графиней Артюр де Мегрэ. Гипсовая версия произведения была впервые представлена ​​в Салоне национального общества изящных искусств в 1899 году, а сам мрамор был представлен в Салоне 1902 года. Бронзовую миниатюру Персея с головой и щитом Горгоны можно увидеть на выставке Гетти. Присмотритесь внимательно, и вы заметите поразительное сходство между Горгоной и самой Клодель.

Известная работа Клоделя «Зрелый век» была заказана правительством в 1895 году, но в конечном итоге была заброшена в 1899 году, так и не изготовив бронзовую статую. На произведении изображены три обнаженные фигуры: молодая женщина пытается схватить за руку стоящего мужчину, но ее оттаскивает пожилая женщина. Это произведение символизирует старение или, возможно, отражает сложный любовный треугольник между Клодель и Роденом, который был на 24 года старше ее, и его преданной спутницей Розой Бере, которую Роден отказался оставить.

Камилла Клодель, сыгранная на экране Жюльет Бинош и Изабель Аджани, снова увидена на шоу Getty Show

В ноябре 1898 года правительство выразило желание получить бронзовую копию произведения, но гипсовую модель увидели только в следующем году. Несмотря на столь ранний интерес, в то время бронзовые отливки не были заказаны. Вместо этого позже были созданы две отдельные бронзовые скульптуры: одна в 1902 году (в настоящее время предоставлена ​​в аренду Музею Орсе), а другая в 1913 году.

«Сообщается, что Роден имел право остановить заказ из-за своего стремления к конфиденциальности, но это не подтверждено документально. Скульптура под названием «Вальс» изначально даже не предназначалась для Родена, а изначально предназначалась для государства. Однако , что-то стало причиной срыва сделки. К сожалению, у нас нет информации о том, почему это происходило каждый раз, когда государство пыталось заказать работы по мрамору или бронзе».

Клодель, родившаяся в семье среднего класса в северо-восточном регионе О-де-Франс, обнаружила в себе любовь к лепке из глины в нежном 12-летнем возрасте. Ее сосед, Альфред Буше, признал ее природный талант и помогал им, когда они переехали в Монпарнас в 1881 году, делящая студию с другими женщинами-скульпторами. В конце концов Роден взял на себя наставничество Клодель после того, как Буше отступил, и она продолжила обучение под его опекой.

Камилла Клодель, сыгранная на экране Жюльет Бинош и Изабель Аджани, снова увидена на шоу Getty Show

Существует версия ее истории, в которой Роден взял на себя ответственность за ее работу и использовал свое значительное влияние, чтобы задушить ее карьеру, что сексизм не позволил Клодель добиться того же уровня успеха, что и ее наставник, и обрек ее на судьбу многих неконформных женщин. в качестве пациентки психиатрической больницы Вилль-Эврара в Нейи-сюр-Марн, где ее держали до конца жизни. Тогда, как и сейчас, сексизм действительно существовал, но нет никаких документов или доказательств того, что Роден сделала что-либо, чтобы помешать ее карьере.

Десмас отметил, что она не сможет выжить в одиночку. Начиная с ее обязательства в 1913 году, она провела долгое время, одетая в грязную одежду, живя в одиночестве, отказываясь от еды, выходя на улицу только под покровом темноты и питая постоянный страх, что банда Родена преследует ее произведения искусства, одновременно веря, что она существует риск отравления.

В 1920 году врач сообщил матери Клодель, что у ее дочери наблюдается прогресс и, возможно, она сможет вернуться домой под пристальным наблюдением. Однако мать Клодель, которая не одобряла ее занятия скульптурой, предпочла отвергнуть эту идею. Следовательно, Клодель перестала лепить и провела последние три десятилетия своей жизни в специализированном учреждении.

Смотрите также

2024-04-17 20:43