Литовские голоса готовы к кинофестивалю в Локарно. В центре внимания
Меня как киноэнтузиаста, следящего за развитием кинематографа в Восточной Европе, поистине вдохновляет дух сотрудничества стран Балтии, особенно Литвы, Эстонии и Латвии. Путь Агне Адомене как продюсера, воспитывающего таланты и способствующего региональному сотрудничеству, заслуживает похвалы. Ее стремление продвигать литовских кинематографистов и их уникальные голоса, такие как Ану-Лаура Туттельберг, не только обогащает мировой кинематографический ландшафт, но и предоставляет этим артистам платформу для демонстрации своих исключительных работ.
Как и ее соседи Латвия и Эстония в Балтийском регионе, Литва стала процветающим и востребованным местом для кино- и телепроизводства. Такие шоу, как знаменитый сериал Netflix «Очень странные дела» и такие фильмы, как «Довод» Кристофера Нолана, выбрали Литву в качестве места съемок из-за финансовых стимулов, развитой инфраструктуры, разнообразных ландшафтов (как природных, так и городских) и талантливых съемочных групп. Кроме того, литовские художники получают международное признание, демонстрируя свои работы на престижных кинофестивалях, таких как 77-й Международный кинофестиваль в Локарно.
Несмотря на относительно небольшое население, составляющее около трех миллионов человек, этой стране удалось представить два фильма на международный конкурс, который является основным конкурсным разделом Локарно и включает в себя 17 фильмов. Одна из таких литовских заявок — совместная постановка с соседней Латвией. Кроме того, на фестивале будет продемонстрирован короткометражный кукольный анимационный фильм, созданный совместно Эстонией и Литвой, что сделает ее третьей страной Балтии, сотрудничающей в этом проекте.
Растущее влияние Литвы в киноиндустрии и творческом секторе позволяет предположить, что усилия страны по развитию этих секторов с момента обретения независимости от Советского Союза в 1991 году приносят плодотворные результаты.
«Лаймонас Убавичюс, руководитель Литовского киноцентра, рассказал THR, что участие двух литовских фильмов в главном конкурсе престижного кинофестиваля в Локарно является важной вехой. Он выражает огромную радость и считает, что это может указывать на многообещающее направление и успех наши начинающие режиссеры и создатели».
Он указывает на таких артистов, как Мария Кавтарадзе, получившая награду за лучшую режиссуру на фестивале «Сандэнс» в 2023 году на Всемирном конкурсе драматических фильмов за фильм Медленно, и Лауринас Барейша, чей дебютный полнометражный фильм Пилигримы получил награду за фильм в разделе «Горизонты Венеции» (Orizzonti), что является примером недавних успехов на громких фестивалях. И он отмечает, что оба фильма «Локарно» — это дебютный полнометражный фильм и второй фильм, собственно, только что упомянутого «Бареиши», что часто может быть проблемой для режиссеров. «Так что для небольшой киноиндустрии такой маленькой страны, как Литва, это большое достижение», — заключает Убавичюс.
Кроме того, в последние годы в конкурсе короткометражных фильмов, проводимом в Каннах, активно участвует Литва. Например, в выпуске 2024 года был показан фильм Эгле Разумайте «Ootid», посвященный девочкам в летнем лагере. Кроме того, в выпуске 2022 года было отмечено произведение Витаутаса Каткуса «Вишня» — история о человеке, который недавно вышел на пенсию и приглашает сына помочь ему в саду.
Команда Убавичюса стремится развивать новые таланты и новые перспективы в киноиндустрии. По его словам, мы можем похвастаться богатой кинематографической историей, насчитывающей десятилетия, и самым ярким событием стал наш «золотой век кино» 1970-х годов. У нас не только работают опытные профессионалы, но мы очень рады видеть приток молодых и перспективных режиссеров и создателей. Следовательно, наша киноиндустрия процветает и здорова.
Как страстный геймер, я всегда ищу новые, захватывающие впечатления, подобно тому, как Литовский киноцентр стремится взращивать творческие таланты в киноиндустрии. Основанная всего десять лет назад, мы разрабатываем поэтапные финансовые инструменты для помощи на каждом этапе творчества — от предоставления грантов сроком до года молодым сценаристам до поддержки разработки, финансирования производства, помощи в распространении и даже поддержка международных фестивалей.
Помимо литовских фильмов, получающих выгоду от кинематографических стимулов страны, Убавичюс высоко оценивает совместные усилия с соседними странами Балтии и такими странами, как Испания, Швеция, Польша, которые постоянно предоставляют возможности литовским художникам. «Каждый год мы видим около 10-15 совместных проектов, финансируемых Литовским киноцентром», — подчеркивает он. «Мы не только расширяем нашу географию, но и расширяем спектр жанров».
Похоже, что литовские кинематографисты часто исследуют схожие темы, уделяя особое внимание человеческой психологии, поведению и связанным с ними проблемам. Как объясняет THR руководитель киноцентра, они обладают романтической склонностью к глубокому вниканию в сложные человеческие вопросы и проблемы.
Истории, созданные литовскими кинематографистами, возможно, основаны на местном опыте, но они часто вызывают отклик далеко за пределами их непосредственного окружения, и даже, как предполагает Убавичюс, вызывают эхо во всем мире. «Токсичный», по его словам, решает важную международную проблему, которая распространена во многих странах: молодых девушек привлекают к модельному бизнесу.
Ранее в этом году Альгирдас Рамаска, генеральный директор Вильнюсского международного кинофестиваля, рассказал THR о восходящих литовских талантах, которые произвели фурор на фестивальной сцене. Он заметил: «Мы являемся свидетелями невероятно сильного нового поколения кинематографистов, и количество постановок быстро растет. Более того, эти молодые режиссеры обладают уникальным кинематографическим стилем, который имеет влияние не только в наших границах, но и в международном масштабе».
Ниже представлен более подробный обзор трех литовских фильмов из подборки Locarno77.
Работа Сауле Блювайте «Акиплеша (Токсичная)» будет представлена в секции Международного конкурса фестиваля в Локарно.
Как страстный геймер, погружающийся в новое повествование, я погружаюсь в фильм, созданный талантливой Блювайте. Ее первая крупная работа, свидетельствующая о ее личном подростковом опыте, должна торжественно выйти на мировую сцену в Локарно, что станет впечатляющим дебютом для этого многообещающего режиссера.
Как женщина, выросшая в маленьком городке и часто игнорируемая обществом, я могу понять трудности Марии в этой драме о взрослении. История молодой девушки, брошенной матерью и вынужденной жить с бабушкой в промышленном городе, глубоко откликается во мне. Когда я прочитал описание сюжета о встрече Марии с Кристиной во время жестокой уличной стычки, я сразу же вспомнил о своем собственном опыте, когда чувствовал себя не на своем месте и искал связи везде, где мог их найти. Идея поступить в таинственную школу моделей, чтобы стать ближе к тому, кем я восхищаюсь, была чем-то, что я могла понять, поскольку я тоже искала новые возможности избежать монотонности своей жизни. Напряжение между неоднозначными отношениями Марии и Кристины и напряженной, культовой средой модельной школы отражает борьбу за обретение собственной идентичности, с которой многие люди сталкиваются в своей жизни. В целом, эта история кажется мощным исследованием самопознания и проблем, которые возникают в процессе взросления и поиска своего места в мире.
Еще один взгляд на синопсис фильма: «Желая покинуть свой унылый родной город, двое подростков находят необычную связь в местной академии моделей. Очарование светлого будущего заставляет студентов преступать свои физические границы во все более суровых манерах».
В ансамбле фильма участвуют многочисленные молодые актеры, в том числе Лева Рупейкайте, Веста Матулите, Гедрюс Савицкас, Вильма Раубайте и Эгле Габренайте. Перед премьерой в Локарно международные права на этот фильм были приобретены компанией Bendita Film Sales.
Фильм снимался в Каунасе и Вильнюсе, Литва. Его продюсировала Гидре Бурокайте на студии Акиса Бадо в Литве при поддержке Литовского киноцентра, Литовского национального радио и телевидения, а исполнительным продюсером выступила Юсте Михайлинайте.
Блювайте рада представить свой фильм в международной конкурсной линейке из 17 фильмов на швейцарском фестивале, в которую входит еще одна литовская постановка. В беседе с The Hollywood Reporter она сказала: «Для Литвы это важный и исторический момент: два фильма участвуют в главном конкурсе такого престижного фестиваля». Она добавила, что в сообществе много радости.
Она благодарна за финансовую помощь, предоставленную начинающим артистам ее страны, особенно тем, кто работает в киноиндустрии. «Литовский киноцентр играет решающую роль в нашем кино, особенно когда речь идет о новых постановках», — отмечает она. «Приблизительно десять лет назад они изменили структуру финансирования, отдав приоритет дебютным фильмам. Это изменение привело к тому, что значительное количество литовских фильмов стали либо первыми, либо вторыми полнометражными фильмами, поскольку многие начинающие артисты получают финансирование. Этот процесс не слишком сложен по сравнению с другими страны, потому что мы уделяем особое внимание воспитанию новых талантов».
Кроме того, она признает, что кинематографисты оказывают друг другу взаимопомощь. Как уточняет Блювайте, наша литовская община и промышленность относительно невелики из-за размеров страны. Следовательно, мы получили существенную помощь в создании этого фильма от различных продюсеров, режиссеров и сценаристов. Все были в восторге от нас. Они выразили поддержку, например: «Я слышал, что ваш фильм будет фантастическим! Как я могу связать вас с некоторыми источниками финансирования?» Я верю, что это замечательно.
Однако начинающий режиссер признает, что растущее признание литовских фильмов на кинофестивалях порождает повышенные ожидания. «Это означает, что при создании фильма возникает большое давление, поскольку есть ожидание, что он будет успешным», — признается Блювайте. «Давление растет не только в отношении фильма, но и на личном уровне».
Можно ли сказать, что литовские режиссеры, согласно заявлению Блювайте в THR, имеют общий «голос», но не обязательно схожий «стиль»? Она утверждает: «У нас определенно есть право голоса», но категорически не согласна с идеей общего стиля среди них, заявляя: «Мы невероятно разнообразны». Чтобы подчеркнуть их разные творческие подходы, она ссылается на последнюю работу другого литовского режиссера в конкурсной программе Локарно.
Блювайте предполагает, что причина, по которой в конкурсе участвуют два литовских фильма, заключается в том, что каждый из них предлагает что-то уникальное. «Мы, литовцы, стремимся стать частью Европы и больше не восприниматься как восточноевропейская нация без четкой идентичности», — объясняет она. «В нашей стране много разных голосов и происхождений, и мы хотим, чтобы наш голос отражал эту сложность. Речь идет не о том, чтобы нас называли режиссером определенного типа, а о том, чтобы иметь уникальный стиль как отдельного режиссера».
В программе Международного конкурса в Локарно будет показан фильм Лауринаса Барейши «Seses» (в переводе «Drowning Dry»), созданный совместно Литвой и Латвией.
Как человек, испытавший неожиданные перипетии жизни, я нахожу описание сюжета этой литовской мировой премьеры интригующим. Начальная сцена мирного отдыха с семьей на выходных кажется идиллической, но намек на опасность в виде почти трагического несчастного случая добавляет элемент напряжения и напряжения.
Гельмине Глемзайте, Агне Кактайте, Гедрюс Киела и Паулюс Маркявичюс — главные исполнители второго литовского фильма Барейши, автором, режиссером и фильмом которого он является сам. Клементина Ремейкайте из литовской Afterschool вместе с Матиссом Казой из латвийской Trickster Pictures выступили сопродюсерами этого фильма, съемки которого в основном проходили в окрестностях Вильнюса.
Помощь в производстве этого проекта оказали Литовский киноцентр, Латвийский национальный киноцентр и компания Eurimages. Права на международную продажу находятся под управлением Alpha Violet.
Премьера первого полнометражного фильма Барейши под названием «Пилигримы» состоялась на 78-м Венецианском кинофестивале в 2021 году. На этом престижном мероприятии он был удостоен награды секции «Горизонты» за лучший фильм в категории криминальной драмы. Кроме того, этот фильм представлял Литву в качестве претендента на звание лучшего международного художественного фильма на 95-й церемонии вручения премии Оскар.
Барейша, как и все остальные, был взволнован, узнав, что в Локарно представлена не одна, а целых две работы Сауле от Литвы. «Мне трудно в это поверить, — сказал он, — но я хорошо знаю Сауле, и ее талант неоспорим. Мы — часть небольшого киносообщества, поэтому это всегда интересно, но иметь два фильма на конкурсе — я не мог бы Я могу больше гордиться. Это прекрасное чувство».
Однако режиссер подчеркивает, что литовское киносообщество не удовлетворено своими прошлыми достижениями. «Иногда некоторые наши фильмы попадают на значимые фестивали, — говорит он, — но наши коллеги не всегда получают международный дебют. Это то, что мы должны ценить. Это происходит не часто, и нет никакой гарантии, что это произойдет». продолжать, поэтому мы должны стремиться стать сильнее».
Он также ценит сотрудничество с начинающими художниками внутри страны, поскольку считает: «Крайне важно развивать свежие таланты и инновационные концепции, поскольку мы являемся относительно небольшой культурной сферой». Барейша объясняет THR: «Наша кинематографическая продукция до 1990 года была связана с Советским Союзом, что способствовало его повествованию. Теперь мы независимы и постепенно обретаем свой уникальный голос».
Для него, как и для других литовских художников, очень важно, чтобы их работы привлекали внимание даже на таких престижных мероприятиях, как фестивали. «Меньшие страны часто затмеваются более широким регионом Западной Европы, Средней Европы и Центральной Европы. Когда я посещал кинофестивали в прошлом, я редко встречал фильмы из стран Балтии, а часто вообще не видел фильмов из Центральной Европы. Наш регион столкнулся с проблемами Поэтому я считаю, что сейчас крайне важно производить и показывать эти фильмы, чтобы продемонстрировать нашу уникальную культуру, поскольку мы не восточноевропейцы, не славяне и не скандинавы — мы представляем нечто особенное».
Будучи начинающим режиссером из Литвы, я заметил уникальное чувство свободы в нашем сообществе. Хотя мы можем знать друг друга благодаря компактности нашей киносцены, наши голоса и стили удивительно различны, как отмечает Барейша. Такое ощущение, что мы не связаны какой-либо конкретной темой или историческим событием, поэтому мы все находимся в поиске свежих, оригинальных идей и подходов в своей работе.
Как кинокритик с обширным опытом анализа кинематографических голосов из разных стран, я считаю, что развивающаяся киноиндустрия Литвы выделяется своей уникальной способностью учиться и исследовать, не подвергаясь влиянию жесткой политики. Работая в постсоветскую эпоху, я могу подтвердить тот факт, что эта свобода является значительным преимуществом для литовских кинематографистов, поскольку позволяет им развивать свое мастерство, не обремененное политическими ограничениями.
Говоря о себе и своих коллегах-литовских кинематографистах, он отмечает, что они «свободны» по-своему. Более того, он подчеркивает общую цель между ними: «Наши фильмы существенно различаются, и в этом наша значительная сила. Мы можем сохранять нашу самобытность, не будучи противниками. Мы все стремимся к одной и той же цели».
Фильм «На усталых крыльях проходят», снятый в сотрудничестве Эстонии и Литвы Ану-Лаурой Туттельберг, демонстрируется в программе «Парди ди Домани» в Локарно. В этой программе представлены короткометражные и средние фильмы, в которых особое внимание уделяется экспериментам и новаторским методам.
Как опытный киноэнтузиаст с более чем двадцатилетним опытом работы за плечами, я должен сказать, что 11-минутная фарфоровая кукольная анимация эстонского художника и режиссера Туттельберга — настоящий шедевр немого повествования. Посмотрев за свою жизнь бесчисленное количество фильмов, я могу с уверенностью утверждать, что отсутствие диалога в этом произведении не умаляет его воздействия, а наоборот, усиливает его, позволяя воображению зрителя восполнить пробелы и создать собственную интерпретацию повествования. .
«С приходом осени птицы улетают на юг, оставляя после себя мир, покрытый снегом, когда наступает зима. Оставшиеся существа ищут убежища от резкого холода и снега, в то время как цветы увядают под безжалостным ветром, а нежные фарфоровые животные разбиваются на морозе. Последняя оставшаяся фарфоровая девочка стоит одиноко под снегопадом, среди зимнего пейзажа, без убежища и укрытия».
По сути, этот фильм продолжает повествование о природе и фарфоровых существах, начатое Туттельберг в тропических лесах Мексики, как показано в ее короткометражном фильме 2019 года под названием «Зима в тропическом лесу». В обеих постановках совместным продюсером выступила литовская компания Art Shot. Последний короткометражный фильм также получил поддержку совместного производства от Fork Film в Эстонии и финансовую поддержку от Литовского киноцентра, Эстонского института кино и Культурного фонда Эстонии.
По словам Агне Адомене, основательницы и продюсера Art Shot, в последнее время литовские фильмы показывают исключительно хорошие результаты. Она выражает большое удовлетворение обилием литовского кино, демонстрируемого в Локарно.
Она отмечает: «Есть множество режиссеров той же эпохи, а также молодые режиссеры примерно тридцати лет, обладающие замечательным талантом и собственным уникальным стилем».
Как геймер, я был в восторге от того, что анимационный короткометражный фильм Туттельберга, созданный совместно с регионом, украсил экраны Локарно. Отвечая на вопрос об истории сотрудничества в области кино между странами Балтии после обретения независимости от Советского Союза, Адомене поделилась интересной точкой зрения: «По какой-то неизвестной причине мы долгое время не сотрудничали после обретения независимости. Возможно, мы были слишком нетерпеливы». Но в последнее время эта тенденция усиливается, учитывая наши небольшие рынки и одинаковый уровень финансирования. Киносообщества в Эстонии, Латвии и Литве все чаще работают вместе над региональным финансированием и совместными рыночными стендами. .»
Впервые она столкнулась с Туттельбергом несколько лет назад, когда представляла свой дебютный фильм на Балтийском питчинг-форуме в Вильнюсе. Адомене вспоминает: «Меня это привлекло, потому что фарфоровые куклы, снятые в реальных условиях, казались мне ошеломляющими». Однако в то время Туттельберг искала финансирование для съемок фильма в джунглях Мексики, что было выше моих возможностей, поскольку я не смог найти достаточного финансирования в Литве для ее поездки.
Тем не менее, у них состоялась увлекательная беседа, и прошло несколько лет, прежде чем режиссер обратился к продюсеру в поисках сотрудника на этапе постпродакшена фильма. «Именно так мы и поступили», — объясняет Адомене. «Мы взяли на себя всю работу по пост-продакшену фильма в Литве, включая звуковой дизайн, визуальные эффекты и монтаж, чтобы помочь ей завершить проект. Наше сотрудничество было построено аналогичным образом и для предстоящего производства».
Туттельберг создал фильм «На усталых крыльях пролетают» в Эстонии, при этом, как отмечает Адомене, некоторые сцены были сняты на норвежском побережье. Кроме того, она подчеркивает редкость фарфоровой анимации. «Фарфор — уникальный материал для кукольной анимации, — отмечает она, — поскольку он очень тонкий и хрупкий». Она уточняет, что анимирование таких кукол требует особого внимания и заботы. Ану-Лаура, которая в основном отвечала за проект, сама разработала куклы, создала их внешний вид и даже сама выполнила часть анимации. Однако ей также помогли с процессом анимации.
По мнению Адомене, без необходимой финансовой поддержки творческие таланты не смогли бы реализоваться на экране. «Налоговые льготы для кинопроизводства в Литве жизненно важны, эффективны и удобны для пользователей», — хвалит он. «В отличие от других европейских стран, наша налоговая льгота в размере 30% не имеет годового бюджетного ограничения. Поэтому это не тот случай, когда «первым пришел — первым обслужен». В Литве таких ограничений нет».
В дальнейшем продюсер уверена, что ее родина и окружающий ее регион будут активно присутствовать на кинофестивалях. «Литовские фильмы, а также фильмы из Балтийского региона, в последнее время показывают исключительно хорошие результаты, и я с нетерпением жду продолжения этой динамики».
Смотрите также
- Суверенный долг Сальвадора резко вырос, поскольку президент Букеле обещает не брать новых займов в 2025 году
- Совкомбанк акции прогноз. Цена SVCB
- Будущее Toncoin: прогноз цен на криптовалюту TON
- Рецензия на «Зверь внутри»: в психологическом фильме Кита Харингтона «Об оборотне» больше коры, чем укуса
- Курс доллара прогноз
- Будущее биткоина: прогноз цен на криптовалюту BTC
- Bodega и Crocs откажутся от кабриолета «Off The Beatn Path 2.0»
- Курс евро прогноз
- Будущее Cat-Dog: прогноз цен на криптовалюту CATDOG
- Будущее SmarDex: прогноз цен на криптовалюту SDEX
2024-08-05 09:26