Обзор «Лулы»: Оливер Стоун рассказывает о драматическом взлете, падении и новом взлете нынешнего президента Бразилии

Обзор «Лулы»: Оливер Стоун рассказывает о драматическом взлете, падении и новом взлете нынешнего президента Бразилии

Как фанат и человек, внимательно следивший за карьерой Оливера Стоуна, я нахожу его увлечение Латинской Америкой и ее сложной политикой одновременно интригующим и заставляющим задуматься. Его способность сплетать воедино личные истории таких лидеров, как Лула да Силва, с более крупными геополитическими проблемами является свидетельством его уникальных способностей рассказывать истории.


Оливер Стоун всегда смотрел одним глазом на юг от границы с США.

Выдающийся писательский талант Стоуна дебютировал с его исключительным сценарием для фильма Брайана Де Пальмы «Лицо со шрамом», где культовый чикагский гангстер был переосмыслен как закоренелый кубинский беженец. После этого успеха Стоун возглавил производство «Сальвадора», захватывающей истории о жестоком гражданском конфликте, охватившем Сальвадор в 1980-х годах. Позже в своей карьере он создал несколько документальных фильмов о латиноамериканских лидерах, продемонстрировав два из них, посвященных Фиделю Кастро, а еще один — с участием таких видных левых деятелей, как Уго Чавес и Эво Моралес.

Увлечение Стоуна жесткой политикой и жестокой классовой борьбой южного полушария, кажется, гармонично сочетается с захватывающими поворотами и бесконечными заговорами, которые можно найти в большинстве его художественных произведений, включая «Джона Кеннеди», «Никсона», «W» и «Сноудена». С точки зрения Стоуна, лидеры либо подвержены коррупции, либо свергнуты коррумпированными силами, в то время как демократия сталкивается с угрозой со стороны грозного глубинного государства, населенного транснациональными корпорациями, шпионами, крайне правыми фанатиками и тайными посредниками.

Я нахожу историю президентства Луиса Инасио Лулы да Силвы захватывающей, очень похожей на захватывающий роман об аэропорте. Удивительно, но, как рассказал Стоун, значительная часть этого рассказа основана на реальных событиях. Нетрудно понять, почему он решил задокументировать это путешествие человека, который прошел путь от грязи к богатству только для того, чтобы быть заключенным в тюрьму, а затем снова освобожден. История Лулы да Силвы настолько увлекательна, что я мог бы поклясться, что она была написана по сценарию фильма самим Стоуном. И лучшая часть? Это правдивое повествование предлагает обнадеживающий финал в голливудском стиле, где правда в конечном итоге преобладает над невзгодами – по крайней мере, на данный момент.

В фильме «Лула», снятом режиссерами Стоуном и Робом Уилсоном, использовано множество архивных материалов, а Стоун постоянно озвучивает его, давая подробные комментарии. Кроме того, есть длинное интервью с Лулой во время его предвыборной кампании 2022 года, которое дает зрителям интенсивное и непрерывное представление о современной бразильской политике.

В первой части документа рассказывается о вдохновляющем путешествии Лулы от его скромного начала, когда он был ребенком, выросшим в бедности с семью братьями и сестрами в сельской местности, воспитанным матерью-одиночкой, до его работы квалифицированным сталелитейщиком, где он понес потерю своего мизинец в результате несчастного случая. Впоследствии он стал влиятельным профсоюзным лидером и основал Рабочую партию. В 2002 году Лула начал успешную президентскую кампанию, которая нашла отклик в стране и привела к его избранию. Он присоединился к другим латиноамериканским лидерам, таким как Чавес и Моралес, которые вышли из коренных народов или семей рабочего класса и заняли высшие посты в своих странах.

Для тех, кто был в курсе событий в Бразилии за последние несколько десятилетий, первая часть этого фильма, возможно, не предложит свежих идей. Однако вторая половина становится захватывающей, поскольку в ней исследуется широко распространенный коррупционный скандал, который привел к аресту Лулы в 2017 году. Этот неудачный поворот событий проложил путь Жаиру Болсонару, скандальному ультраправому лидеру Бразилии, к захвату власти на последующих выборах.

Первоначально некоторые бразильцы придерживались мнения, что операция «Автомойка» — крупномасштабная антикоррупционная кампания, возглавляемая судьей Серджио Моро, — является законным и важным начинанием. В ходе этой операции Лула, среди других должностных лиц, был задержан и позднее признан виновным во взяточничестве и связанных с ним правонарушениях, что лишило его возможности баллотироваться на переизбрание в 2018 году. Лулы назначила его руководителем своего аппарата, чтобы предоставить ему некоторую форму правовой защиты.

В этом фильме режиссера Стоуна внешность может быть обманчивой. Благодаря сотрудничеству с новостным изданием The Intercept и его основателем Гленном Гринвальдом, который в последующих частях сотрудничает с режиссером, мы раскрываем скрытую правду об операции «Автомойка». Эта предполагаемая антикоррупционная операция на самом деле была запутанным заговором, организованным правыми. -силы и корпорации как в Бразилии, так и в США, которые выступали против социально и экономически прогрессивной политики, которую отстаивал Лула во время его пребывания в должности.

В документальном фильме представлены убедительные, если не слишком кинематографические, доказательства, подкрепленные показаниями Гринвальда и Лулы. С их точки зрения, Бразилия является лишь последним дополнением к длинному списку латиноамериканских стран, столкнувшихся с американской интервенцией. Это вмешательство принимало различные формы на протяжении всей истории: от переворотов, организованных ЦРУ во время холодной войны (например, в Бразилии в 1964 году), до более современных форм «законного дела», когда судебные процессы и расследования приводят к смене режима без насилия.

В США, конечно, сейчас идут аналогичные предвыборные процессы — факт, о котором сам Стоун упомянул в недавнем интервью, обсуждая эту последнюю работу. Аргумент о «законности», независимо от того, покупаете ли вы его в конечном итоге или нет, является одним из наиболее интригующих выводов Лулы, и режиссер пытается поместить его в более широкий контекст американской внешней политики, где торговля и торговля часто значит больше, чем сохранение глобальной демократии. (Другой вывод заключается в том, что Лула считал, что с Джорджем Бушем-младшим лучше иметь дело, чем с Бараком Обамой, даже если он не согласен с политикой первого.)

Как страстный геймер, интересующийся бразильской политикой, я бы перефразировал это так: тем, кому не нравится Лула и его президентство, этот фильм, возможно, не предложит ничего нового, поскольку они, возможно, уже убеждены в своей позиции. Учитывая, что Лула после освобождения из тюрьмы получил 50,9% голосов, многие бразильцы по-прежнему придерживаются противоположных взглядов. Что касается «Говорящих голов Оливейры», важно иметь в виду, что Оливер Стоун – не журналист, а известный режиссер с сильными мнениями и взглядами. Хотя его документальные фильмы могут быть информативными, зрители должны подходить к ним критически, поскольку политические или тематические предубеждения Стоуна могут повлиять на повествование.

Ему также, похоже, нравится общаться с влиятельными мужчинами, будь то приветливый Лула или менее приветливые типы, такие как Владимир Путин, с которым Стоун подробно разговаривал в четырехсерийном сериале Showtime. Режиссер сам по себе является влиятельным человеком, по крайней мере, в мире кино, и он часто появляется на экране вместе с самими лидерами. То, что Стоун использует свою власть, чтобы вести хронику того, что он считает достойным, или говорить о политиках, которыми он восхищается, является его заслугой. Но есть и что-то неладное, когда каждый новый документальный фильм, который он снимает, ощущается как «фильм Оливера Стоуна» во всех смыслах этого термина.

Смотрите также

2024-05-21 03:43