Обзор «Семени священного инжира»: мощное обвинение Мохаммеда Расулофа в иранском угнетении глазами распада одной семьи

Обзор «Семени священного инжира»: мощное обвинение Мохаммеда Расулофа в иранском угнетении глазами распада одной семьи

Как геймер и киноэнтузиаст, внимательно следящий за карьерой Мохаммада Расулофа, я считаю его последний фильм «Семя священного смоковника» мощным и заставляющим задуматься произведением, мастерски исследующим темы угнетения, коррупции и человеческая психика. Личный опыт Расулофа, связанный с драконовской правовой системой Ирана и религиозной теократией, несомненно, отражен в этом фильме, в котором эти проблемы рассматриваются напрямую, без сдерживания.


Среди выдающихся иранских кинематографистов, появившихся в последние десятилетия, Мохаммад Расулоф выделяется своими непримиримыми политическими работами. Его тщательно созданные драмы, такие как блестящая картина, получившая в 2020 году Берлинского «Золотого медведя» «Зла нет», напрямую противостоят репрессивному правительству и религиозной власти Ирана, не оставляя камня на камне в своих изображениях нации, находящейся под принуждением.

Причины продолжающегося с 2010 года преследования режиссера со стороны иранских властей очевидны. Именно тогда его и Джафара Панахи впервые задержали за тайные съемки фильма. После осуждения, повлекшего за собой шестилетний тюремный срок, он добился освобождения под залог. Однако в 2017 году на него был наложен официальный запрет на выезд. Затем он был снова арестован в 2022 году и провел длительные сроки в тюрьме Эвин, что в конечном итоге привело к восьмилетнему тюремному заключению в 2024 году. Имея неизбежные планы дебютировать в своем последнем фильме в Каннах, он принял решение покинуть Иран в начале этого месяца.

Обо всем этом стоит упомянуть, потому что новый фильм — мрачная и обширная трехчасовая семейная драма Семя священного инжира — во многом посвящен драконовской правовой системе Ирана и тому, как она влияет на человека. психика, которую Расулов, очевидно, знает близко. Но вместо того, чтобы направить камеру на самого себя, как это делал иранский автор Панахи на протяжении многих лет в своих различных мета-прозах («Это не фильм», Нет медведей, Такси), режиссер решил сосредоточиться на тех самых людях, которые превращают его жизнь в ад.

Фильм «Священный инжир» тайно и в основном происходит в одной мрачной квартире в Тегеране. Он изображает жизнь семьи из четырех человек. Глава семьи Иман (Мисаг Заре) недавно был назначен следственным судьей, что дает ему не только большую жилплощадь, но и более заметное положение в судебной системе Ирана. Первоначально вдохновленная своим внимательным супругом и двумя дочерьми-подростками, Резваном (Махса Ростами) и Саной (Сетаре Малеки), Иман и его близкие, похоже, готовы к довольной буржуазной жизни.

Новая роль Иман с самого начала сопряжена с некоторыми тревожными проблемами. Например, на работе он должен носить с собой пистолет для защиты, что позже становится важным в сюжетной линии. Еще одним тревожным сигналом является Гадери (Реза Ахлаги), коллега, который призывает Иман поддержать смертный приговор задержанному без надлежащего изучения материалов дела. Наконец, к концу 2022 года возникло крупномасштабное молодежное протестное движение, вызванное трагической кончиной Махсы Амини после ее ареста за несоблюдение дресс-кода в хиджабе.

Иман стремится оградить себя и свою семью от вреда, но внешний мир постоянно вторгается в их личную жизнь. Это проявляется по-разному, например, в видеороликах, которые девушки смотрят на своих телефонах, в предвзятых новостях и даже в буквальном крике с улиц. По сути, «Священный инжир» — это фильм о вторжении в дом, где спокойствие семьи и, в конечном счете, их физическая безопасность подвергаются угрозе как изнутри, так и снаружи.

Как геймер, я бы сказал это так: во второй половине фильма монстром оказывается не кто иной, как сама Иман. Режиссер Расулов ​​не приукрашивает свое презрение к судье, даже если изначально он изображает его как человека, борющегося с давлением на работе и в семье. Но скажу вам, Расулов ​​не оставляет сомнений в том, с кем мы здесь имеем дело: безжалостный человек, в отличие от предыдущих судей, без колебаний отправивший на виселицу неизвестного преступника. Расулоф совершенно ясно дает понять, что восхождение по лестнице успеха внутри репрессивной бюрократии Ирана часто означает наступление на других, а иногда и трагическую их смерть.

Как геймер, мне выпала честь стать свидетелем суровой реальности протестов 2022 года через аккаунты и видео из первых рук, которыми поделились Резван и Сана, несмотря на неодобрение их родителей. В этих клипах изображены ужасные сцены, где студенты жестоко избиваются полицией и бандитами, выступающими за режим, лежат без сознания или безжизненно на тротуаре, купаясь в собственной крови. Насилие в конечном итоге проникает в их личную жизнь, когда беззаботный друг Резвана по колледжу, Сафдаф (Ниуша Ахши), получает выстрел картечью в лицо во время демонстрации. Ее травмы серьезны, в результате чего она изуродована и потенциально ослепла на один глаз. Расулоф некоторое время уделяет внимание своим ранам, пока Наджме осторожно извлекает каждую металлическую крупинку с помощью пинцета и выливает их в раковину, уже переполненную кровью.

В нашей нынешней ситуации мы оказываемся в пугающем повествовании, похожем на фильм ужасов. Однако источником террора являются не монстры или сверхъестественные существа, а действия иранского правительства по отношению к собственным гражданам. Расулов ​​усиливает этот страх, когда демонстранты просочились в сеть с адресом Иман, что вынуждает его и его семью – жену и дочерей – поспешно бежать из города. Их затруднительное положение усугублялось тем, что защитный пистолет, который он носил с собой, необъяснимым образом исчез. Возможность того, что одна из трех женщин из его клана может быть ответственна за его исчезновение, создает атмосферу неуверенности и напряжения. Когда они достигают дома, где прошло детство Иман, расположенного в горах, ситуация резко меняется, и вновь появляется несколько видов огнестрельного оружия, что усиливает напряжение.

Будет ли преувеличением сказать, что ситуация вышла из-под контроля? Да, в некоторой степени. Но являются ли события в фильме более экстремальными, чем то, что разворачивается на улицах Тегерана? Нет. Поскольку Расулоф органично сочетает реальные кадры с вымыслом, мы приходим к пониманию, что борьба, с которой сталкивается семья, представляет собой микрокосм более крупных социальных проблем, с которыми сталкивается Иран. Недавние протесты, вызванные трагической смертью Махсы Амини, стали символом борьбы женщин за освобождение против репрессивного и жестокого режима. Точно так же Резван, Сана и, в конечном итоге, их мать вынуждены противостоять тирании Иман, что отражает более широкие социальные волнения.

Вначале «Тайна священного инжира» напоминает замысловатые, тонкие камерные пьесы, характерные для иранского кино, такие как «Крупный план» и «Разлука». Вполне ожидаемо, что эта работа в конечном итоге примет более мрачный и ужасающий оборот. В конце концов, Расулову, выдающемуся режиссеру, проливающему свет на борьбу своей страны и постоянно подвергающемуся риску своей собственной безопасностью, сложно представить, что он будет снимать что-то иное, кроме этого.

Смотрите также

2024-05-24 19:15