Обзор «Жестких истин»: Марианна Жан-Батист демонстрирует виртуозный поворот в жгучем исследовании Майка Ли о женщине, находящейся в состоянии войны с миром

Обзор «Жестких истин»: Марианна Жан-Батист демонстрирует виртуозный поворот в жгучем исследовании Майка Ли о женщине, находящейся в состоянии войны с миром

Как киноэнтузиаст со склонностью к рассказам, основанным на персонажах, я глубоко погрузился в последнее произведение Кена Лоуча «Жесткие истины». Замысловатый танец Панси и Шантель, двух женщин, связанных сложной историей, был просто завораживающим. Их отношения, отмеченные детской травмой, затянувшимися обидами и утомленной преданностью, казались поразительно знакомыми — очень похожими на отношения, которые я наблюдал в своей жизни.


Среди непривлекательных женских персонажей на экране Пэнси Дикон, безусловно, выделяется как грозная. Привнося в свою роль невероятную интенсивность, Марианна Жан-Батист изображает постоянно находящегося в стрессе и враждебно настроенного главного героя в фильме Майка Ли Жесткие истины. Ядовитым языком она набрасывается на всех, кто попадается ей на пути, включая членов семьи, продавцов в мебельных магазинах и многих других несчастных душ.

Наблюдение за чрезвычайно неприятным персонажем в течение 97 минут может показаться несправедливой шуткой, особенно для зрителей, которые ценят своих главных героев как более милых. Однако поклонники Майка Ли заметят его характерное сострадание и готовность изображать людей в самых неприятных проявлениях. Этот колючий, проницательный фильм предлагает загадку, заставляющую задуматься, расширяя границы нашей эмпатии и призывая нас по-настоящему наблюдать за тем, кого мы, вероятно, избегали бы, если бы столкнулись в реальной жизни.

Проводить время с Пэнси в ее бурные моменты, наполненные гневом и оскорблениями, временами может быть утомительным, мрачно забавным и на мгновение поучительным. Остается неясным, скрывают ли ее резкие слова более глубокую жестокость или нет, но заставляющее задуматься и гуманное воздействие фильма заключается в изображении жестокости как продукта боли, что делает ее предметом, заслуживающим сочувствия.

Оставляя позади дискуссии о совместимости, приятно видеть, как режиссер возвращается в современность после последовательных путешествий в английскую историю XIX века через «Мистера Тёрнера» и «Петерлоо». В отличие от его лучших работ, «Жесткие истины» более организованы, структурированы и менее обширны. Тем не менее, это по-прежнему мощное, превосходно исполненное и направленное изображение душевных страданий и разрушений, которые они оставляют после себя. Он обогащен юмором и тонкими нотками доброты.

Этот фильм является последним этапом продолжающегося на протяжении всей карьеры режиссера исследования идеи счастья, в котором основное внимание уделяется тому, кто его испытывает, а кто нет, методам, факторам и причинам его приобретения или отсутствия, принимая во внимание социальные структуры. (класс и статус), личные решения, личностные качества и случайный шанс. Hard Truths, кажется, участвует в вдумчивом диалоге, который контрастирует с двумя предыдущими работами Ли: Happy-Go-Lucky, где Салли Хокинс играет Поппи (персонаж, названный в честь цветок на букву «П»), которая принимает свой беззаботный нрав и непоколебимый оптимизм как защитный щит; и Еще один год, в котором рассказывается о счастливой супружеской паре и проблемных людях, которые тяготеют к ним.

В этом фильме раса неявно подразумевается как потенциальная причина страданий Пэнси, но на ней не акцентируется открытое внимание. Некоторым зрителям может показаться сомнительным, что белый режиссер изображает борьбу британской ямайской семьи, но режиссер умело избегает стереотипов. В отличие от некоторых ранних работ режиссера, таких как «Жизнь сладка» или «Все или ничего», в которых был комедийный тон или намек на снисходительность, в этом фильме этого нет. Вместо этого он демонстрирует креативность и преданность своему делу 81-летнего художника, который продолжает исследовать новые взгляды на сложных и интригующих личностей, населяющих наш мир.

Последней ролью Жан-Батиста в фильме Ли была «Тайны и ложь», где ее героиня Гортензия демонстрировала сдержанное, терпеливое поведение, контрастирующее с пьяной и плаксивой Брендой Блетин. Панси, которую изображает Жан-Батист, является полной противоположностью Гортензии с точки зрения темперамента. Жизнь для Пэнси — это постоянный поток обид и раздражений; даже такие незначительные проблемы, как банановая кожура на кухонном столе или воркование голубей во дворе, ее раздражали. Она живет в одном доме со своим мужем Кертли (Дэвид Уэббер) и их полным, замкнутым 22-летним сыном Мозесом (Тувейн Барретт). Помимо законных претензий, таких как преследование чернокожих мальчиков полицией, у Пэнси также есть длинный список мелких жалоб, включая просьбы благотворительных организаций о пожертвованиях и то, как одет соседский ребенок.

Когда Пэнси выходит на улицу, она оказывается в постоянном конфликте с обществом. В исполнении Ли и блестящем исполнении Жана-Батиста ее встречи с людьми в супермаркете, продавщицей дивана, врачом и дантистом превращаются в мини-спектакли ярости и неоправданной защиты. Горечь Пэнси носит юмористический характер, ее оскорбления носят цветочный, почти поэтический характер: упомянутого доктора называют «мышью в очках, которая пищит на меня», а женщину, которая осмелится бросить вызов Пэнси, называют «страусом», а затем, несколько мгновений спустя, «строка». Однако ее характер также может вызывать тревогу, являясь нестабильным выражением психологических проблем, таких как депрессия, беспокойство, ОКР, а также физических проблем, таких как мигрень, боль в челюсти и проблемы с пищеварением.

Примерно на 15-й минуте фильма Ли представляет еще одного значимого персонажа: младшую сестру Пэнси Шантель (блестяще сыгранную Мишель Остин). В отличие от своего презрительного и раздражительного брата, Шантель теплая и добродушная, как солнечный луч. Сцены, показывающие, как Шантель заплетает волосы и модерирует оживленные салонные дискуссии об отношениях, еде, стремлениях и графике работы, служат освежающим контрастом с напыщенной речью Пэнси, добавляя нотку юмора и яркости к мрачному повествованию.

Вместо того, чтобы избегать недоброжелательности Пэнси, как это делают Кертли и Мозес, Шантель взаимодействует с ней, отмахиваясь от ее самых преувеличенных замечаний, вытаскивая ее из самых гневных эпизодов и заверяя, что их связь безгранична, независимо от обстоятельств. Эти две женщины, возможно, и не друзья в традиционном смысле этого слова, но их бурные разговоры имеют знакомый, хорошо отрепетированный ритм. Ли и его актерский состав умело изображают эти сложные отношения, отмеченные детскими травмами, затянувшимися обидами и утомленной преданностью, делая их на экране искренними и убедительными.

Кроме того, Ли рассказывает о жизни Шантель как одинокого родителя своих двух энергичных взрослых дочерей, Алейши (София Браун) и Кайлы (Эни Нельсон). Эта сплоченная тройка проживает в компактной квартире, которая резко контрастирует с обширным домом Пэнси, который кажется почти стерильным. Их игривое подшучивание и энтузиазм создают еще более явный контраст с мрачной атмосферой, царящей в доме Пэнси.

В мире Жестких истин, как и в других фильмах Ли, тематическая структура ясна, почти очевидна. В какой-то момент Шантель спрашивает Панси: «Почему ты не можешь просто жить и наслаждаться жизнью?», на что Панси разочарованно отвечает: «Я не знаю!» Хотя Ли не утверждает, что знает ответы на все вопросы, трогательная сцена на кладбище во второй половине фильма намекает на их прошлое и проливает свет на их борьбу. Напоминает Секреты и ложь: напряжение нарастает во время радостного события – здесь, на обеде в честь Дня матери в доме Шантель. Это событие служит площадкой для выхода на поверхность глубоко укоренившихся ран этих персонажей и раскрывает их стойкую решимость поддерживать друг друга, несмотря ни на что.

Ли, известный своими тщательными импровизационными репетициями со своей командой, постоянно добивается выдающихся выступлений своих ведущих артисток. В фильме Жан-Батист демонстрирует взрывные сцены, а ее диатрибы вызывают мощный резонанс. Однако благодаря тонким изменениям в выражении ее лица и тоне голоса проявляются мимолетные моменты уязвимости и смягчения, раскрывая хрупкую человечность, скрывающуюся за антагонизмом Пэнси – ее слабость, страх и затянувшееся негодование. В отличие от Поппи из Беспечного, которая от природы излучает жизнерадостность, счастье для нее — сознательный выбор, дерзкий акт радости перед лицом невзгод; Пэнси, в силу как явных, так и подразумеваемых обстоятельств, никогда не пользовалась такой роскошью.

В фильме Панси и Шанталь настолько выделяются, что другие персонажи на контрасте кажутся менее развитыми. Кертли, например, изображен не таким искренним; его роль как цели и зачинщика гнева Пэнси кажется скорее запутанной, чем сложной. Сцены с участием Алейши и Кайлы за работой кратки и больше похожи на формальности, чем на значимое понимание их профессиональной жизни. Иногда фильм пытается решить, хочет ли он углубиться в нескольких персонажей или представить более широкую картину нескольких жизней. Жесткие истины часто кажутся неуверенными в своем направлении.

Этот фильм, несмотря на несколько незначительных недостатков, является важным компонентом более широкой картины карьеры его создателя. Его связь усиливается заметным вкладом постоянных соавторов, таких как оператор Дик Поуп, чьи интимные крупные планы лица проницательны, и композитор Гэри Йершон, чья оркестровая партитура умело уравновешивает меланхоличные струны с обнадеживающими, оптимистическими тонами.

В фильме загадка того, почему семья Пэнси терпит ее, к концу становится более ясной благодаря Ли: хотя она, безусловно, является источником страданий, она также воплощает жизненную энергию. Более того, в замечательном образе Жана-Батиста есть намек – хотя и слабый и тонкий – на то, что под свирепой и злой внешностью Панси скрывается глубокая, страстная любовь.

Смотрите также

2024-09-07 05:55