Орсон Уэллс Стивену Содербергу: карловарские кураторы о голливудском «кафкианском» кино

Орсон Уэллс Стивену Содербергу: карловарские кураторы о голливудском «кафкианском» кино

Как геймер и большой поклонник литературы и кино, я в восторге от предстоящей ретроспективы фильмов Кафки на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Это уникальная возможность стать свидетелем того глубокого влияния, которое чешский писатель Франц Кафка оказал на мир кино, не только через прямые адаптации его произведений, но и через те, которые явно являются «кафкианскими».


Кинематографисты на протяжении десятилетий черпали вдохновение у Франца Кафки, известного чешского писателя. Они либо напрямую адаптировали его произведения, либо создали фильмы, отражающие суть его тоски, отчуждения и абсурда, что сделало Кафку выдающимся и уникальным голосом в литературе 20-го века.

Как геймер, увлекающийся как литературой, так и кино, я рад сообщить, что спустя столетие после своей кончины загадочный уроженец Праги писатель Франц Кафка окажется в центре внимания на Международном кинофестивале в Карловых Варах в этом году. Ретроспектива, тщательно курируемая Лоренцо Эспозито и Карелом Охом, обещает продемонстрировать впечатляющую коллекцию фильмов, вдохновленных его работами. Поистине впечатляюще наблюдать, насколько глубоко творчество Кафки на протяжении многих лет влияло не только на литературу, но и на кино.

В предстоящей ретроспективе будут представлены некоторые вневременные фильмы, такие как «Процесс» Орсона Уэллса (1962), где Энтони Перкинс изображает озадаченного офисного работника Йозефа К. в экранизации романа Кафки. Также будет показана нью-йоркская драма Скорсезе 1985 года «После закрытия» с кафкианскими темами. «Интервью» Феллини (или «Интервиста») — еще один обязательный к просмотру фильм, а также «Кафка» Содерберга 1991 года, в котором Джереми Айронс играет двойную роль страховщика и писателя. Кроме того, будут представлены менее известные адаптации, такие как «Метаморфоза» Яна Немеца, немецкий телефильм, основанный на произведениях Кафки.

По мнению Эспозито, именно исключительное понимание Кафкой сложностей и противоречий человеческого опыта, а также зачастую приводящих в замешательство реалий современной жизни сделало его по-настоящему выдающимся. Он считает, что в Кафке нам продолжает резонировать не только его проницательный анализ социальных и экономических структур, но и признание нашей ограниченной способности влиять на них или трансформировать их.

Карел Ох выразил мысли о ретроспективе Кафки из своего пражского офиса, недалеко от того места, где известный чешский писатель родился и написал свои самые знаменитые произведения: «Я нахожусь менее чем в 200 метрах от места, где родился Кафка, и примерно в 400 метрах от места, где родился знаменитый чешский писатель. метров от того места, где он создал свою самую знаменитую литературу, учитывая эту сильную связь с жизнью, домом, окружением и обществом Кафки, если мы не организуем это, то кто еще это сделает?» Ох уточнил.

В ретроспективе KVIFF под названием «Желание быть краснокожим индейцем: Кафка и кино» фильмы разделены на две группы: фильмы, основанные непосредственно на литературных произведениях Кафки, и фильмы, вдохновленные его произведениями. Граница между этими двумя понятиями может быть тонкой: некоторые фильмы представляют собой явную адаптацию, а другие черпают вдохновение из рассказов Кафки для создания чего-то нового. Этот нюанс, возможно, не сразу заметен зрителям на Карловарском кинофестивале.

Эспозито указывает на одну из подборок на боковой панели KVIFF, Интервисту Феллини, которую часто интерпретируют как адаптацию романа Кафки Америка, опубликованного в 1927 году. Это не так, добавляет он. поскольку итальянский автор на самом деле находился в римской студии Cinecitta Studios, готовясь адаптировать литературное произведение Кафки, только для того, чтобы превратить фильм в сюрреалистическую смесь документального фильма, автобиографии и фильма в фильме после того, как он стал героем фильма, в котором съемочная группа японского телевидения взял интервью у Феллини о его жизни и фильмах на съемочной площадке.

Фильм 1971 года «L’Udienza» или «Аудиенция» режиссера Марко Феррери первоначально начинался как экранизация романа Кафки 1926 года «Замок». Однако Феррери обнаружил, что ему понадобится разрешение на адаптацию классического произведения, и, к сожалению, не смог найти правообладателей. Следовательно, сюжетная линия изменилась и стала следовать решимости молодого человека поехать в Рим и вместо этого встретиться с Папой.

Как преданный поклонник литературы и кино, я не могу не быть заинтригован преобразующей силой вдохновения. Точно так же, как Дэвид Линч вдохновился шедевром Франца Кафки «Метаморфозы», где главный герой, проснувшись, неожиданно превращается в гигантского таракана. Эта история настолько глубоко тронула Линча, что он попытался воплотить ее в жизнь на киноэкране посредством адаптации сценария. Однако в конце концов он принял достойное решение, признав, что книга слишком блестящая и глубокая, чтобы ее можно было уместить в рамки фильма.

Будучи преданным поклонником литературных шедевров Кафки, Линч не мог не включить свое восхищение в культовое телешоу «Твин Пикс». В одной из сцен, происходящих в офисе директора ФБР Гордона Коула, которого играет сам Линч, стену гордо украшает портрет Кафки.

Ретроспектива Карловарского кинофестиваля приурочена к столетнему юбилею со дня кончины Кафки в июне 1924 года. Содерберг посетит мероприятие в Карловых Варах, чтобы представить две свои адаптации «Кафки», как отметил Ох: «Две разные версии одного и того же фильма». оба фильма были сняты в Праге в начале 1990-х годов».

Как преданный любитель литературы и кино, я не могу не быть благодарен Максу Броду за то, что он пошел против последнего желания Кафки и сохранил его литературные шедевры, в том числе «Процесс», «Замок» и захватывающий рассказ « Метаморфоза». Эти работы послужили бесценным исходным материалом для множества фильмов на протяжении всей истории. С 1950-х по 2017 год мощное взаимодействие литературы Кафки и вдохновленных ею фильмов дало нам глубокое понимание наших сложных и неспокойных времен.

Как геймер, я бы сказал это так: «Стиль письма Франца Кафки и изображение человеческих отношений сильно резонируют со мной, чувствуя себя сегодня столь же актуальными, как и тогда. Хаос и агрессия современности отражают растерянность и чувствительность, которые Кафка изображен в его работах. Как чувствительный человек, я могу понять, как он обрабатывал и выражал свои переживания в письменной форме. Это одновременно увлекательно и интересно».

По словам Эспозито, работы Кафки вызывают глубокий отклик, поскольку они затрагивают темы, связанные с нашим повседневным опытом, такие как счастье и печаль. Эти темы имеют значительную актуальность в сегодняшние неспокойные времена, отмеченные конфликтами и человеческими жертвами.

Смотрите также

2024-06-30 10:25