«Пишите для своих сообществ, а не для белых»: внутри лаборатории Sundance Native Lab

«Пишите для своих сообществ, а не для белых»: внутри лаборатории Sundance Native Lab

Как писатель, посвятивший свою карьеру распространению разнообразных голосов и историй, я нахожу путь этих художников из числа коренных народов по-настоящему вдохновляющим. Их стойкость, креативность и непоколебимая приверженность своим сообществам являются воплощением духа коренных народов, который отказывается замолчать или стереть.


Санта-Фе сохраняет наследие своих коренных жителей. Столица Нью-Мексико является домом для известных галерей современного искусства, расположенных в традиционных структурах в стиле Пуэбло, украшенных гирляндами чили, индейского растения. В центре города, недалеко от площади, длинная аркада Губернаторского дворца предназначена исключительно для продажи своих изделий местными художниками и мастерами. Между тем, в районе искусств Рейьярд, отель Санта-Фе, в значительной степени принадлежащий племени Пикурис-Пуэбло, часто принимает у себя родную лабораторию Института Сандэнс – программу кинопроизводства, которая стала трамплином для многих известных творческих людей из числа коренных народов, работающих в Голливуде с момента ее основания.

Как художники из числа коренных народов могут эффективно рассказывать свои истории, сохраняя при этом контроль над своим повествованием в отрасли, которая демонстрирует растущий интерес и возможности?

Несмотря на достигнутый прогресс, стоит отметить, что многие выдающиеся изображения коренных народов в Голливуде по-прежнему создаются в основном авторами, не являющимися коренными народами, и в них преимущественно фигурируют белые персонажи. Примеры включают «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе, франшизу «Йеллоустоун» Тейлора Шеридана и «Горизонт» Кевина Костнера. Чарин Пилар Гонсалес, сотрудница лаборатории, рассказывает, что одна из проблем, с которой сталкиваются коренные народы в Голливуде, заключается в том, что их просят выступить в качестве консультантов по культуре, хотя они могли бы внести гораздо больший вклад в качестве творческих рассказчиков.

Адам Пайрон, директор программы для коренных народов, отмечает, что история нашего сообщества с кино не всегда была звездной, но она значительно улучшилась благодаря тому, что все больше людей делятся своими уникальными историями. Ключевые создатели недавних успехов, таких как «Собаки из резервации» на канале FX, «Эхо» от Marvel, «Водопад Резерфорда» Пикока и «Темные ветры» на канале AMC, связаны с фестивалем «Сандэнс». Фактически, Крис Эйр, исполнительный продюсер «Темных ветров», демонстрировал свой новаторский фильм 1998 года «Дымовые сигналы» в кинолабораториях Сандэнса, прежде чем он получил приз зрительских симпатий фестиваля. Стерлин Харджо и Тайка Вайтити, создатели «Собаки из резервации», оба участвовали в работе Native Lab фестиваля Sundance: Харджо был первым участником пилотной программы 2003 года, а знаменитый короткометражный фильм Вайтити «Две машины, одна ночь» был показан в фестивальной программе Native Lab. Программа форума спустя год. Сидни Фриланд, режиссер «Эха», и Яна Шмидинг, сценарист и актриса «Рутерфорд-Фолс», оба являются выпускниками Native Lab Сандэнса.

«Пишите для своих сообществ, а не для белых»: внутри лаборатории Sundance Native Lab

В последние годы The Lab сместила акцент на повествовательные элементы и разработку сценариев (по сравнению с более ранними версиями The Lab, которые охватывали более широкий спектр проектов, таких как короткометражки и документальные фильмы), и я, как геймер, действительно вижу преимущества этого подарки для коренных творцов. Как объясняет Пайрон, речь идет не только о реагировании на тенденции индустрии, но и о встрече с артистами там, где они есть, понимании их стремлений и предоставлении той необходимой искры, которая поможет им расти.

Для Гонсалеса цель – телевидение. Режиссер Тева, выросший в Санта-Фе и близлежащем Сан-Ильдефонсо-Пуэбло, является единственным человеком 2024 года, работающим над эпизодическим проектом (NDN Time, ) о студентке колледжа Тева, которая использует свои недавно открытые способности, чтобы защитить себя. Родину от ядерной угрозы). «Я очень растерялась из-за того, что это слишком коммерциализировано или что меня навязывают на эту сторону вещей, — говорит она, — и одна вещь, которая сильно отличается от «Сандэнса», — это то, что они позволяют нам быть самими собой, а я не думаю, что это так. всегда то, что мы получаем в коммерческих помещениях. Были части моего сценария, от которых я отказался, чтобы вписаться, и теперь я чувствую, что возвращаю столько сил обратно в свое писательство и снова беру контроль над собой».

Как коренная жительница, Гонсалес подчеркивает, что проведение мероприятия на землях ее предков, которые традиционно открывала ее бабушка с благословения Тева, имело для нее большое значение. Однако это также было похоже на искреннее воссоединение дальнего родственника Джозефуса Рафаэля Эблахана, корни которого уходят корнями в общины Ифугао и Висай на Филиппинах. «Лаборатории, в которых мы участвуем, производят экзорцизм внутри нас, писателей, позволяя нам черпать из более глубокого источника и выражать его через наших персонажей», — объясняет режиссер, прошедший резидентуры и интенсивы на кинофестивалях в Каннах, Берлине и Локарно. «Но что делает эту встречу уникальной, так это то, что ее окружают другие художники коренных народов. Чувство безопасности и общего понимания, возникающее в коллективе, который может сопереживать вашему культурному, духовному и личному опыту, делает эту встречу необыкновенной.

Линдси Макинтайр, частично инуитка, выражает свою проблему, говоря: «Я участвовала в других программах, где была конструктивная критика по поводу структуры и многого другого, но мне трудно решить, какой частью точки зрения инуитов мне нужно поделиться, или стоит ли мне следует просто представить это, потому что это может вызвать у людей беспокойство». Native Lab ясно разъясняет свою позицию: «Пишите для своих сообществ, а не для белой аудитории», — посоветовала группе Кэти Артурс, координатор программы. «Они могут это понять – они уже достаточно натерпелись!

Даже белые мужчины среди советников с этим согласны. «Придя сюда как некоренной человек, я очень внимательно следил за тем, чтобы обратная связь, которую я даю, не мешала чьему-либо голосу и просто подталкивала его, но также признавала реалии нашей отрасли. и способность создавать что-то», — говорит режиссер Патрик Брайс (режиссер фильма Creep, вышедший в 2014 году), который уже второй раз выступает консультантом Native Lab. «Работа здесь личная, но она также по своей сути политическая, и эти две вещи нельзя отделять друг от друга».

На фоне сужения ландшафта шоу-бизнеса, когда артисты из числа коренных народов наконец-то получают признание на экране и за его пределами (о чем свидетельствуют номинанты на премию «Эмми» 2024 года), давление на начинающих творцов из числа коренных народов оказывается огромным. Кишори Раджан, консультант и партнер-продюсер Тессы Томпсон, рассказывает, что они решили сосредоточиться на сути повествования, а не на хаотичной реальности индустрии. «Адам» (предположительно участник Лаборатории) предложил не зацикливаться на турбулентности отрасли. Вместо этого Раджан нашел эту неделю особенно воодушевляющей, поскольку они смогли сосредоточиться на создании хороших историй и персонажей. Основная цель лаборатории, по словам Раджана, — стимулировать настойчивость. Единственный путь вперед, подчеркивает она, — продолжать создавать контент.

Группа соберется лично на фестивале Sundance 2025 года, который в настоящее время пройдет в Юте, а затем официально завершит свою программу в мае следующего года. Однако, как заявил Тай Леклер, бывший научный сотрудник 2022 года, ныне работающий советником 2024 года, который разделяет сходство с Пироном в том, что он ирокез: «Эта программа открыла множество возможностей для моей карьеры после нее». Престиж «Сандэнса», конечно, был частью этого, но речь шла скорее о создании поддерживающего сообщества. Как коренные жители, мы привносим в нашу работу значительную часть нашей культуры, и я считаю, что эта конкретная группа осознает, что дело не только в том, что моя культура может предложить мне, но и в том, что я могу предложить своей культуре.

По словам Пирона, не только сохраняются отношения, но и сохраняется влияние культур коренных народов на отрасль. Он предлагает думать об этом не как о волне, которая в конечном итоге разбивается, а скорее как о приливе. Эта идея подразумевает, что это влияние постепенно изменяет окружающую среду в целом. Это философия коренных народов: мы играем в долгую игру. Наши сообщества оказались устойчивыми и выносливыми, выдержав многое на протяжении долгого времени.

Смотрите также

2024-11-20 22:28