Признание критиков: Джеймс Эрл Джонс, «Голос неоспоримого авторитета», «Титан сцены» и «Идеальный спутник в лифте»

Признание критиков: Джеймс Эрл Джонс, «Голос неоспоримого авторитета», «Титан сцены» и «Идеальный спутник в лифте»

Мне невероятно повезло на протяжении всей моей жизни быть свидетелем огромного таланта Джеймса Эрла Джонса. От совместной поездки на лифте до просмотра его захватывающих выступлений на большом и маленьком экране — это было не что иное, как привилегия.


Более десяти лет я работал на шумных улицах Нью-Йорка, отсчитывая часы в старых офисах Variety на Парк-авеню, Юг. Не раз мне приходилось ехать на лифте вместе с легендарным Джеймсом Эрлом Джонсом. Эта высокая фигура часто ездила в Verizon или обратно, где снимала рекламу. Несмотря на занятость, ему всегда удавалось тепло поприветствовать – либо «Доброе утро», либо «Добрый день». Даже если бы я не узнал его в лицо или его впечатляющий рост 6 футов 2 дюйма, его незабываемый голос был безошибочен. Сегодня я узнал о его кончине в возрасте 93 лет, и это горько-сладкое напоминание о встречах, которые у меня были. с такими легендами игр, как он, в моем собственном путешествии по уровням жизни.

Глубокий, громовой голос, раздававшийся из-за устрашающей маски Дарта Вейдера в сериале «Звездные войны», восходящем к первому фильму 1977 года, напоминал как его характер, так и мощный рокот бассо. Точно так же он перекликался с властным рычанием Муфасы, короля Земель Прайда и отца Симбы, в «Короле Льве».

Голос принадлежал известному актеру, который оставил свой след в 1960-х и 70-х годах, сыграв выдающиеся роли у Шекспира в парковых адаптациях таких пьес, как «Зимняя сказка», «Отелло», «Троил и Крессида». Кориолан», «Гамлет» и «Король Лир». Его талант к универсальности позволил ему сыграть такие роли, как Хикки в «Ледяном человеке приходит», Ленни в «О мышах и людях», Лопахин в «Вишневом саду» и Трой Мэксон в «Заборах».

Я смотрел выдающееся изображение трагического героя в шедевре Августа Уилсона 1985 года в Библиотеке исполнительских искусств Линкольн-центра – спектакль, который был доступен только на видео. Несмотря на отсутствие интенсивности живого театра, эмоций и достоинства, мощная демонстрация стойкости, скрытая под разбитым духом, в изображении Джонса работника санитарной службы из Питтсбурга, который сожалел о своей упущенной возможности сыграть в Высшей бейсбольной лиге, все еще была глубоко трогательной. Это выступление принесло ему одну из трех премий «Тони».

Поскольку Джонс неизменно оставался преданным своему театральному опыту, я имел удовольствие несколько раз наблюдать за его выступлением на сцене. Моя первая встреча произошла во время его возвращения на Бродвей после почти двух десятилетий вне сцены, где он разделил центр внимания с Лесли Уггамсом в возрожденной пьесе Эрнеста Томпсона «На Золотом пруду» в 2005 году. Несмотря на ограничения этого довольно старомодного сценария, Джонсу все же удалось блистать, превзойдя стереотип милого сварливого человека, придав своему персонажу острый интеллект, остроумный юмор и грубую эмоциональную уязвимость, когда серьезный кризис со здоровьем обнажил его глубоко укоренившийся страх. смертности.

В 2008 году он исполнил энергичный образ властного южного персонажа Большого Папочки в талантливом чернокожем ансамбле «Кошка на раскаленной крыше», а позже, в 2010 году, объединился с Ванессой Редгрейв. . Их коллективный престиж значительно усилил хрупкую сюжетную линию «Шофёр мисс Дейзи».

До тех пор, пока ему не исполнилось 80 лет, Джонс постоянно прилагал усилия на сцене, еженедельно демонстрируя восемь представлений, которые многие актеры находят сложными даже в более молодом возрасте.

В политической сатире Гора Видала «Лучший мужчина» Джонс был среди двух пожилых персонажей, очаровавших публику (второй была Анджела Лэнсбери). Он изобразил бывшего президента, борющегося с реальностью смертности, но воодушевленного конкурентной первичной гонкой и хранящего в секрете, какой кандидат получит его поддержку.

В оживленном возрождении комедии Мосса Харта и Джорджа С. Кауфмана «Ты не возьмешь это с собой» в 2014 году он изобразил милого дедушку из необычной семьи с блеском в глазах, но при этом нес в себе вес и мудрость, необходимые для действовать как успокаивающее влияние в неспокойные времена. В одной из самых острых строк пьесы 1936 года он размышлял: «Жизнь прекрасна, если позволить ей развернуться за тебя.

В 2015 году последнее выступление Джонса на Бродвее было в «Игре с джином», где он делил сцену с Сисели Тайсон в роли враждующих жителей дома престарелых. Хотя пьеса не имела особого значения, она ожила благодаря наслаждению наблюдать за тем, как два опытных ветерана, включая Джонса, так блестяще взаимодействуют. В следующем году Джонс получил премию Тони за выдающиеся достижения.

Впервые я увидел Питера Джонса в фильме 1970 года «Великая белая надежда» режиссера Мартина Ритта, который был основан на пьесе, которая годом ранее принесла ему первую премию «Тони», тогда как он дебютировал на экране с второстепенной ролью. в фильме Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав» еще в 1964 году.

В этой роли он снова сыграл Джека Джефферсона – персонажа, вдохновленного историческим боксером Джеком Джонсоном, чья беспроигрышная серия спровоцировала расистов в спортивном мире искать белого противника, который мог бы свергнуть чемпиона в тяжелом весе. Однако его падение происходит, когда власти преследуют его из-за его романтических связей с белой женщиной, которую играет Джейн Александер, которая также является лауреатом премии «Тони» со сцены.

Фильм, принесший Джонсу единственную номинацию на «Оскар» (а позже получивший Почетную премию Академии в 2012 году), положил начало его кинокарьере, длившейся шесть десятилетий, несмотря на то, что главные роли ему предлагали нечасто, как белому актеру его карьеры. рост обычно получает.

Его глубокий, властный голос подходил для ролей, требующих власти, но он источал силу, даже не говоря ни слова. Джонс обладал способностью умело изменять свой мощный голос, известный своим отличительным качеством, для создания мягких, насыщенных тонов в более нежных ролях. Независимо от того, изображал ли он высокомерие или смирение, его выступления неизменно демонстрировали глубокий эмоциональный диапазон.

Помимо того, что Джонс известен как Дарт Вейдер, вполне вероятно, что зрители больше всего знакомы с Джонсом по роли адмирала Джеймса Грира в трех фильмах, основанных на произведениях Тома Клэнси, в частности, Охота за «Красным Октябрем», Патриот. Игры и Явная и явная опасность. Кроме того, он сыграл правителя вымышленного африканского королевства в фильме «Поездка в Америку» и его продолжении, что стало его последним появлением в художественном фильме.

Среди примечательных появлений на экране — служитель южноафриканской церкви, чей ребенок обвиняется в убийстве в фильме «Плачь любимая страна»; представитель черных угольщиков из Западной Вирджинии в трудоориентированном фильме Джона Сэйлса «Матеван»; а также писатель и активист, который помогает фермеру Кевина Костнера из Айовы осуществить его мечту о бейсбольном поле посреди кукурузного поля, приглашая души известных игроков в сверхъестественную драму «Поле чудес».

Я склонен вспоминать Джонса по его менее типичному и, возможно, более милому экранному образу в романтической комедийной драме 1974 года «Клодин». В этом фильме он сыграл сборщика мусора, у которого возникли чувства к героине Дайанн Кэрролл, Клодин, матери-одиночке, проживающей в Гарлеме и воспитывающей шестерых детей.

Этот фильм восхитителен, сочетает в себе горько-сладкие и юмористические моменты и демонстрирует исключительную игру двух главных актеров. В отличие от многих фильмов того времени, снятых в жанре Blaxploitation, Клодин решила сосредоточиться на чаяниях и проблемах, с которыми сталкиваются обычные афроамериканцы, борясь с бедностью, борьбой за благосостояние и системной несправедливостью. Кроме того, он может похвастаться фантастическим саундтреком от Кертиса Мэйфилда при участии Глэдис Найт и группы Pips.

Или, может быть, я просто захочу с любовью вспоминать Джонса как элегантного джентльмена в лифте.

Смотрите также

2024-09-10 06:55