Признание критиков: Мэгги Смит, хозяйка блестящего остроумия и иссушающего презрения

Признание критиков: Мэгги Смит, хозяйка блестящего остроумия и иссушающего презрения

По мере того, как я углубляюсь в увлекательные хроники дамы Мэгги Смит, становится совершенно ясно, что мы имеем дело с настоящей титаницей сцены и экрана, великой дамой, чья яркая карьера охватила широту времени и пространства, как проносящаяся комета. космос.


Многие люди, родившиеся за последние три десятилетия, узнают Мэгги Смит по ее роли Минервы МакГонагалл, сурового, но заботливого профессора трансфигурации и заместителя директора Школы чародейства и волшебства Хогвартс в фильмах Гарри Поттер. Эту героиню, отдававшую как авторитетные приказы, так и нежные советы со своим резким шотландским акцентом, часто можно было увидеть под остроконечной черной шляпой.

Люди, возможно, встречали ее как Вайолет Кроули, остроумную вдовствующую графиню Грэнтэм из Аббатства Даунтон, чья пожилая манера поведения и растущие проблемы со здоровьем не уменьшили ее традиционную власть: «Я бы не знала, Мне незнакомо это чувство», — сказала она однажды в ответ на странную мысль о том, что она ошибается, или на ее умение дать резкий ответ.

Сегодня Смит скончалась в Лондоне в возрасте 89 лет. Хотя ее две знаковые роли в кино, возможно, — это все, по чему ее знают некоторые люди, стоит изучить многочисленные жемчужины, разбросанные на протяжении ее впечатляющей семидесятилетней карьеры на экране.

Для многих из нас, кто годами наслаждался неоценимым запасом сухого остроумия и восхитительных острот Смит, было приятно видеть, что более широкая аудитория 21-го века открывала для себя ее мощное присутствие на экране через ее персонажей, а это означало, что молодое поколение теперь тоже ценя ее талант.

Смит оставила след в 60-х, появившись в фильмах «Вип-персоны», «Пожиратель тыкв» и экранизации «Отелло» Национального театра, в котором она играла вместе с Лоуренсом Оливье и принесла ей свою первую номинацию на «Оскар» за роль Дездемоны. Однако именно выход в 1969 году фильма «Расцвет мисс Джин Броди» по-настоящему утвердил ее известность, что в конечном итоге привело к получению премии «Оскар» за лучшую женскую роль.

Главная героиня — прогрессивная преподавательница женской школы в Эдинбурге, которая открыто отдавала предпочтение своим избранным ученицам, формируя их посредством своего влияния в социальной, культурной и политической сферах — стала определяющим фактором для актрисы, но это не ограничивало ее. ее универсальность.

Когда ученица хвастается своими достижениями в качестве девушки-скаута, мисс Броди прерывает ее: «Это то, что ценят те, кому это нравится». Между тем, вид другой ученицы с засученными рукавами прерывает учительницу во время страстной речи о любви и войне, заставляя ее раздраженно воскликнуть: «Ты планируешь сегодня стирать?

Смит умело соединил высокомерие, интеллект, любовь к романтическим мечтам и нотку театральности, чтобы создать интригующего персонажа. Этот персонаж добавляет в фильм удивительную дозу юмора, несмотря на то, что это драматическое исследование учительницы, чья преданность своему ремеслу подвергается сомнению, когда ее любимый ученик предает ее, показывая, что она потенциально вредно влияет на молодых, уязвимых женщин.

Исключительное мастерство Смит в остром диалоге привлекло к ней внимание многих геев, а ее легендарный статус укрепился, когда она сыграла эксцентричную Августу Бертрам в экранизации Джорджа Кьюкора романа Грэма Грина «Путешествие с моей тетей». Путешествуя по Европе в непрерывной череде потрясающих нарядов, созданных художником по костюмам Энтони Пауэллом, она превратилась в гламурную родственницу, о которой мы все мечтали, очень похожую на Розалинду Рассел в «Тетушке Мэйм».

Я обнаружил, что Августа — персонаж, далеко не по годам, очень похожий на нестареющую грацию Анджелы Лэнсбери в свое время. Несмотря на то, что она была примерно вдвое старше Смита, она источала атмосферу утонченности и мудрости, которая противоречила ее юной внешности.

Своевременная игра Смит оказалась ценной в двух выдающихся экранизациях романов Агаты Кристи: «Смерть на Ниле», где она остроумно сочеталась с Бетт Дэвис, которая играла медсестру и попутчицу богатой американской светской львицы; и «Зло под солнцем», где она изобразила бывшую актрису, управляющую отелем на Адриатическом острове, обменивающуюся колкостями с бывшей коллегой по сцене, которую играет Дайана Ригг.

Первым фильмом, над которым Смит сотрудничал с остроумным сценаристом Нилом Саймоном, был «Убийство смертью», юмористический взгляд на классический жанр детектива. В этом фильме представлены карикатуры на известных персонажей-детективов, которые собираются на выходные, чтобы разгадать тайну убийства в изолированном особняке.

Смит объединился с Дэвидом Нивеном, чтобы изобразить изысканных персонажей Дика и Дору Чарльсон, созданных по образцу Ника и Норы Чарльз из романов Дэшила Хэммета Тонкий человек. Когда Дикки намекнул жене о потенциальном неуместном использовании пропавшего обнаженного тела, неодобрение Доры едва смогло скрыть ее волнение: «О, это неприятно. Это действительно неприятно». Эта смесь приличия и озорства была квинтэссенцией Смита.

В другой роли Саймона она сыграла персонажа из комедийного сборника «Калифорнийская сюита». Будучи опытной британской актрисой с долгой карьерой, она стремилась получить свой первый «Оскар». Она опиралась на своего ярко и откровенного мужа, которого сыграл Майкл Кейн, чтобы утешить ее и облегчить ее смятение, когда, как и ожидалось, она не получила награду.

Диана замечает во время полета из Лондона: «Это весьма удивительно», — говорит она. «После восьми лет работы в Национальном театре, двух пьес Пинтера, девяти ролей Шекспира и трех спектаклей Шоу я был номинирован на, казалось бы, тривиальную комедию». Тем не менее, ее исключительная игра привела к тому, что Смит получила свой второй «Оскар», на этот раз в категории «Лучшая женская роль второго плана», несмотря на ее небольшие шансы на победу.

Из коллекции Смит 80-х годов фильм «Битва титанов», где она сыграла морское божество Фетиду, остался непреднамеренно банальным, но приятным развлечением. Тем не менее, она собрала новую базу поклонников в роли Шарлотты Бартлетт, консервативной и заботливой опекунки Люси Ханичерч Хелены Бонем Картер в «Комнате с видом», экранизации Джеймса Айвори романа Э. М. Форстера. Этот артхаусный хит породил тенденцию к созданию фильмов, в которых сдержанные британцы расслабляются в Тоскане.

Среди произведений той эпохи я предпочитаю забавную черную комедию Малкольма Моубрея под названием «Частное мероприятие». В этом фильме рассказывается о Джойс Чилверс, амбициозной жительнице маленького городка, стремящейся к принятию в верхах послевоенной Северной Англии. Ее усилиям приспособиться мешают ее эксцентричная мать и ее тусклый супруг-ортопед Гилберт, которого изображает Майкл Пэйлин. Когда хитрая тактика Джойс, включая кражу свиньи на ужин в честь королевской свадьбы, увенчалась успехом, она решительно заявляет: «Что ж, Гилберт, я считаю, что пришло время для некоторой близости.

Благодаря этому проекту Смит впервые сотрудничала с драматургом и сценаристом Аланом Беннеттом, который позже написал для нее роли в «Говорящих головах», исключительном сборнике телевизионных монологов 1988 года, где она изобразила жену викария, борющуюся с алкоголизмом; и «Дама в фургоне», пьеса 1999 года, вдохновленная его реальными встречами с пожилой женщиной, которая в течение 15 лет жила в сломанной машине на подъездной дорожке к нему. Персонаж, отмеченный отличительным чутьем Смита, был одновременно раздражительным и антисанитарным, однако она умело передала уязвимость персонажа, не подавляя ее, когда постановка была адаптирована для фильма.

Выросший в Лондоне в 80-х и начале 90-х, я несколько раз был свидетелем выступления Смита. Первым был Милламент, персонаж, идущий по сложному пути к браку в реставрационной комедии Уильяма Конгрива «Путь мира». Будучи геймером, я чувствовал себя как будто погрузился в захватывающую ролевую игру и наблюдал, как она оживляет персонажа на сцене.

Затем последовала юмористическая английская пьеса Питера Шаффера под названием «Леттис и любисток». В нем Смит изобразила гида по великим британским поместьям, известную своими творческими, но неточными анекдотами, в паре с Маргарет Тайзак в роли сотрудницы Фонда охраны природы. Их характеры в итоге объединились в общей борьбе с непривлекательной современной архитектурой. Позже пьеса была адаптирована для Бродвея, что принесло Смит премию Тони за лучшую женскую роль.

В третий раз я попал в критику викторианского общества Оскара Уайльда под названием «Как важно быть серьёзным». В этой роли Смит отклонился от привычного резкого упрека, вместо этого тихо воскликнув: «Сумочка?» с удивлением в роли леди Брэкнелл.

Важными вехами в карьере Смита 90-х стали такие роли, как суровая мать-настоятельница в фильме «Действуй, сестра», которая неожиданно подружилась с героиней Вупи Голдберг, лаунж-певицей, в то время как она ищет убежища в монастыре, чтобы скрыться от своего любовника-гангстера.

Во второстепенной роли в фильме «Клуб первых жен» Смит мастерски сыграла Гуниллу Гарсон Голдберг, богатую, многократно разведенную жительницу Нью-Йорка с громким именем. Она замышляла заговор против Шелли, героини Сары Джессики Паркер, чтобы помешать ее социальному росту. Талант Смит оказывать значительное влияние посредством тонкой подачи очевиден в сцене, где она встречает Элизу Голди Хоун, актрису, восстанавливающуюся после пластической операции на похоронах общего друга. «Как жаль… А твои губы!» так она ее приветствовала.

Смит без особых усилий продемонстрировала свою способность вызывать теплоту и остроту, что доставило ей удовольствие в увлекательной адаптации «Таинственного сада» Агнешки Холланд. Кроме того, она добавила сияния вместе со своими уважаемыми коллегами по фильму Джоан Плаурайт, Джуди Денч и Шер, оживив классическую драму Франко Дзеффирелли, действие которой происходит среди эмигрантов перед Второй мировой войной, под названием «Чай с Муссолини».

В 2000-х годах самые заметные экранные роли Смита, в том числе в сериале Гарри Поттер, были отмечены запутанной детективной историей Роберта Альтмана об убийстве наверху и внизу, действие которой происходит в английском загородном доме под названием Госфорд Парк. В этом фильме она сыграла Констанс, вдовствующую графиню, которая, как известно, утешила обеспокоенного американского кинорежиссера по поводу его нового фильма, сказав: «Не волнуйтесь, никто из нас не сможет его посмотреть.

Этот фильм вдохновил сценариста Джулиана Феллоуза на создание «Аббатства Даунтон», предложив Смит заметную роль, которая значительно повысила ее известность и сделала ее известной фигурой в общественных кругах после многих лет анонимности. Кроме того, это принесло ей три премии «Эмми».

В 2011 году Смит добился еще одного значительного успеха с фильмом «Лучший экзотический отель Мэриголд», в котором снимались Джуди Денч, Пенелопа Уилтон, Билл Найи, Том Уилкинсон и Дев Патель. Этот фильм привел к менее впечатляющему продолжению, которое все же сумело добиться финансового успеха. По совпадению, я разговаривал со своими родителями, когда они готовились к походу в кино, чтобы посмотреть оригинал, и когда я спросил о выбранном ими фильме, мой забывчивый отец ответил: «Я не могу вспомнить название, но в нем есть Джуди Денч и Мэгги». Смит, так что это не имеет значения». Их присутствие послужило одобрением, которого искали многие люди.

Среди фильмов, перечисленных здесь, «Чай с дамами» Роджера Мичелла — моя главная рекомендация, если вы хотите по-настоящему восхищаться Смит в ее лучших проявлениях.

В очаровательном документальном фильме 2018 года я оказался в уважаемой компании дамы Джуди Денч, Эйлин Аткинс и несравненной дамы Мэгги Смит во время одного из их ежегодных визитов в коттедж дамы Пегги Эшкрофт недалеко от Брайтона. Пока четверо старых друзей вспоминали свою жизнь, карьеру и бывших партнеров – вместе с покойным сэром Лоуренсом Оливье, руководящим духом, который был наставником всех нас во время своего пребывания на посту художественного руководителя Национального театра и тонко присутствовал в наших разговорах – я не мог Я чувствую себя очарованным. Делиться смехом, историями и слезами за шампанским и, конечно же, за чаем — это был незабываемый опыт. Горько осознавать, что после ухода Смита у нас осталось трио, а не квартет, которым мы когда-то были.

Смотрите также

2024-09-28 02:25