Рецензия на «Я все еще здесь»: Уолтер Саллес возвращается домой с мощной историей сопротивления разбитой семьи

Рецензия на «Я все еще здесь»: Уолтер Саллес возвращается домой с мощной историей сопротивления разбитой семьи

Когда я углубился в душераздирающий рассказ Марсело Рубенса Пайвы и кинематографическую адаптацию «Я все еще здесь» Уолтера Саллеса, меня поразил неукротимый дух Юнис, женщины, чья история жизни отражает стойкость и силу духа. Ее путешествие, наполненное болью, страхом и изоляцией, отражает бурную эпоху военной диктатуры Бразилии. Тем не менее, среди отчаяния Юнис нашла надежду, силу и волю восстановить свою семью и почтить наследие своего мужа.


Знаменитый фильм Уолтера Саллеса 1998 года «Центральный вокзал» получил номинацию на «Оскар» за замечательную Фернанду Монтенегро. В свои 90 лет эта актриса снова появляется в конце первого за 16 лет бразильского фильма Саллеса, душераздирающего «Я все еще здесь» (или «Ainda Estou Aqui»), где она общается исключительно посредством своих сильных глаз. Эмоциональная связь усиливается, когда она воплощает старую, хрупкую версию главной героини – роль, которую умело исполнила Фернанда Торрес, дочь Монтенегро, с большим самообладанием и достоинством среди эмоционального потрясения.

О 21-летнем периоде военного правления в Бразилии, с 1964 по 1985 год, было создано множество мощных фильмов, во многом похожих на те, что были сняты о репрессивных режимах в соседних странах Южной Америки, таких как Чили, Аргентина и Уругвай. Зверства широкомасштабных пыток, убийств и насильственных исчезновений оставили глубокие эмоциональные шрамы в этих странах, а кино часто становилось средством сохранения общих воспоминаний.

В фильме «Я все еще здесь» борьба военного режима с тиранией обычно не показана так близко и лично. Эта близость усиливается на протяжении всего фильма, когда режиссер Саллес глубоко заботится о реальной истории семьи Пайва, чей патриарх Рубенс (изображаемый Селтоном Мелло), бывший конгрессмен, предположительно был увезен из своего дома в Рио-де-Жанейро в 1971 году за допроса, и с тех пор его никто не видел и не слышал.

Саллес впервые столкнулся с этой семьей в конце 1960-х годов, и значительная часть своей юности прошла под их крышей – период, который он признает как важный для формирования его культурных и политических взглядов. Этот факт отражен в ярких ранних сценах, где пятеро братьев и сестер Пайва часто носятся между домом и пляжем. Кроме того, оказывается, что множество друзей разного возраста часто посещали этот дом для общественных собраний, еды, музыки и стимулирующих дискуссий.

В этой семье есть драгоценные, мимолетные случаи, такие как две сестры, радостно танцующие и гармонирующие под мечтательную любовную песню Сержа Генсбура и Джейн Биркин «Je t’aime… moi non plus», не понимая текста. То, как один из самых молодых участников, Марсело (Гильерме Сильвейра), очаровывает себя и усыновляет бездомную собаку, которую они нашли на пляже, демонстрирует теплоту, непосредственность и ласковую беспечность семьи. Все дети-актеры, изображающие этих персонажей, непринужденно естественны и милы.

Первоначальное нарушение интимной обстановки в семье происходит, когда старшая дочь Вера (Валентина Херсаге) гуляет с друзьями, и их автомобиль останавливается на контрольно-пропускном пункте в туннеле. Эта ситуация, хотя несколько мгновений назад казалось обычной, когда они наслаждались косяком и смехом, внезапно становится напряженной, когда их под дулом пистолета заставляют стоять у стены. Офицеры допрашивают их, внимательно изучая их лица на предмет сходства с «подозреваемыми в терроризме», которых они пытаются поймать.

Тихий телефонный звонок или тайная беседа с другом намекают на то, что Рубенс замешан в чем-то конфиденциальном. Однако сценарий, написанный Мурило Хаузером и Эйтором Лорегой и адаптированный на основе книги Марсело Рубенса Пайвы, оставляет детали до тех пор, пока Рубенс не будет арестован. Это ставит нас в такое же положение, как и его семью, недоумевающих, какие действия могли поставить их отца в столь опасную ситуацию с режимом.

Как геймер, я часто играю роли, в которых мне приходится сохранять ощущение нормальности в условиях неопределенности. Подобно жене Рубенса Юнис (Торрес), я стараюсь оградить своих младших от назревающей вокруг нас напряженной ситуации. Тем не менее, учитывая, что в нашем доме находятся вооруженные незнакомцы и постоянно бдительный взгляд через дорогу, становится все труднее оправдать эти странные обстоятельства. Однако мои старшие дети не так наивны; они чувствуют, что что-то не так, и им сложно поддерживать видимость того, что все в порядке.

Обстоятельства становятся напряженными, поскольку Юнис увозят на допрос. Поскольку Вера отсутствует в Лондоне со знакомыми семьей, 15-летней Элиане (Луиза Козовски) приходится идти вместе со своей матерью. Им на головы надевают мешки, чтобы скрыть от них место назначения.

Интенсивные допросы происходят в мрачном здании, содержащем камеры содержания под стражей. Двенадцать долгих дней Юнис находится в изоляции. Она лишена какого-либо взаимодействия со своим семейным адвокатом, оставляя ее в полной неведении относительно судьбы дочери и местонахождения мужа. На нее неоднократно оказывали давление с целью опознать людей по фотографиям как подозреваемых в повстанцах, но она узнает только одну женщину, которая преподает в школе ее дочери, помимо своего мужа. Ее одиночество и ужас усиливаются непрерывными криками жертв пыток, эхом разносящимися по стенам.

После освобождения Юнис можно выделить несколько искренних случаев искренней привязанности – например, когда одна из ее дочерей стоит у двери в ванную, на ее лице отражается смесь печали и страха, когда она наблюдает, как ее мать смывает 12-дневную мазь. грязь в душе.

Несмотря на то, что правительство отрицает задержание мужа Юнис, она настойчиво выясняет подробности, разговаривая со знакомыми Рубенса, которые утверждают, что военные действуют вслепую, задерживая людей на основании ненадежных доказательств. Пытаясь справиться с финансовыми обязательствами без одобрения мужа на банковские операции, она оказывается в затруднительном положении. Одновременно она начинает копаться в материалах дела семейного адвоката, намекая на свой план на будущее переехать с пятью детьми в Сан-Паулу и возобновить образование.

1. Книга Марсело Рубенса Пайвы в первую очередь подчеркивает молчаливую храбрость его матери Юнис. Первоначально она держалась как одинокая фигура, обеспечивая безопасность семьи и скрывая свою печаль, узнав неизбежную правду. Позже, в 48 лет, она получила юридическое образование и занималась различной адвокатской деятельностью. Это включало борьбу за официальное признание пропавших без вести людей, таких как Рубенс, после восстановления демократии в их стране.

Пожалуй, самая красивая сюжетная линия фильма — это постепенное восстановление семьи. Когда дети вырастают, женятся и появляются внуки, они снова превращаются в шумный, радостный клан, очень похожий на тот, который изображен в беззаботных сценах в начале. Даже простой процесс сортировки коробок с семейными фотографиями рассматривается как любовный акт восстановления на последнем этапе, который заставит многих зрителей плакать.

В замечательном раннем фильме Саллеса под названием «Чужая земля» Торрес (одна из звезд) демонстрирует красноречивую сдержанность, которая прекрасно изображает скрытые страдания Юнис и ее стойкость. Она лишь издает крик гнева в ответ на трагическое событие, стучит в окна припаркованной машины, наблюдая за домом в Рио, и кричит на двух бесчувственных мужчин внутри.

В заключительные моменты Черногория берет на себя свою роль, однако в этих сценах есть смесь сладости и грусти. Юнис, теперь молчаливая и прикованная к инвалидной коляске, тяжело борется с болезнью Альцгеймера. Эмоциональное воздействие почти невыносимо, когда мы наблюдаем ее нежный наклон к экрану, ее ярко сверкающие глаза и слабую улыбку, когда мы видим фотографию Рубенса во время телепередачи о героях сопротивления.

Когда я сел смотреть этот фильм, меня сразу поразила его потрясающая графика. Искусная операторская работа Адриана Тейхидо, снятая на 35-миллиметровую пленку, создает суровую текстуру, напоминающую 70-е годы. Периодическое использование кадров Super 8 мм той эпохи придает повествованию очаровательную достоверность.

Несмотря на то, что «Я все еще здесь» нуждается в более характерном глобальном названии, которое не было бы знаменитой мелодией Стивена Сондхейма, это эмоционально мощный и глубоко трогательный фильм. Оно входит в число лучших произведений Саллеса.

Смотрите также

2024-09-01 21:55