Рецензия на «Элтон Джон: Никогда не поздно»: портрет рок-суперзвезды, наполненный архивными богатствами 1970-х годов, но лишенный саморефлексии

Рецензия на «Элтон Джон: Никогда не поздно»: портрет рок-суперзвезды, наполненный архивными богатствами 1970-х годов, но лишенный саморефлексии

Как музыкальный критик, глубоко понимающий эволюцию популярной музыки и ее культурное значение, я считаю этот документальный фильм увлекательным, но несколько неполным путешествием по замечательной жизни сэра Элтона Джона. Хотя он отлично справляется с демонстрацией его знаковых выступлений и интервью, ему не хватает критического контекста, который действительно улучшил бы впечатления от просмотра.


В фильме Элтон Джон: Никогда не поздно, снятом его мужем Дэвидом Фернишем, несмотря на то, что он неизменно интересен, наблюдается странный недостаток личной связи и интимности. Для тех, кто хочет вспомнить пик карьеры Элтона Джона, этот документальный фильм Disney+ предлагает множество захватывающих концертных записей, содержательных интервью и захватывающих изображений, которые демонстрируют Джона как в период его энергичного выступления, так и в задумчивом одиночестве. Фанаты наверняка будут в восторге. Однако современное повествование о том, как он готовится к финальному шоу, терпит неудачу по сравнению с яркостью прошлого.

Посещение того концерта 2022 года на стадионе «Доджер» в Лос-Анджелесе стало кульминацией моего полувекового путешествия как фаната после туров Джона по Северной Америке. Это был пронзительный момент, напоминающий его культовое шоу 1975 года в том же месте, где он поразил 110 000 фанатов, одетый в расшитую блестками форму Доджерс, созданную Бобом Маки, символизирующую пик его мировой славы.

Режиссеры Р.Дж. Катлер и Ферниш строят свой биографический фильм главным образом на основе записанных дискуссий между Алексисом Петридисом, музыкальным критиком из The Guardian, и Джоном (героем фильма) в процессе написания его мемуаров. Петридис также выступил в качестве автора-призрака для публикации 2019 года под названием «Я». Эти разговоры в основном вращаются вокруг успешного периода Джона в 1970-х годах, предлагая дружелюбный, но, казалось бы, мягкий подход к допросу — по крайней мере, если судить по фрагментам, которые мы слышим. Автобиография Джона отличается честностью и хорошим сочетанием самоуничижения и самосознания. К сожалению, кажется, что в фильме можно было бы отразить больше этой аутентичности.

Тур «Never Too Late» останавливается в нескольких городах Северной Америки перед концертом в Лос-Анджелесе в рамках тура «Farewell Yellow Brick Road» и отмечен отдельными остановками в разных местах, например, на «9 месяцев до стадиона Доджер». Эти смелые розовые тексты создают структуру, подобную обратному отсчету, но в них нет драматического предвкушения или ощущения приближающегося грандиозного события.

Вместо этого мы видим несколько очаровательных моментов за кулисами, а также интимные взгляды на Джона, демонстрирующего привязанность к своей группе, без ума от видеозвонка с двумя своими маленькими сыновьями в Англии и с энтузиазмом поддерживающего новые таланты во время его радиошоу Rocket Hour. . Тем не менее, доступ, похоже, тщательно контролируется и редко дает глубокую информацию.

В интервью Петридису и дополнительных комментариях Джона он обрисовывает жизненный рассказ, который давние поклонники могут узнать по прошлым документальным фильмам, специальным выпускам, журналам, его автобиографии и фильму 2019 года Ракетчик, где его изобразил Тэрон Эгертон. .

Это не отрицание того, что эта мировая суперзвезда, которую лелеют бесчисленные поклонники, не испытывает глубокой печали из-за иронии своей жизни — как описывает ее Джон. Он открыто признает, что в те времена, которые в его жизни часто считались золотыми, у него не было ничего, кроме успеха и употребления наркотиков, за которыми последовали оскорбительные отношения с Джоном Ридом, который также познакомил его с кокаином.

Тем не менее, Джон неоднократно рассказывал о своем пути от зависимости и жажды эмоциональной связи к трезвости и, в конечном итоге, к любви и семье – история, которая сейчас кажется повторяющейся, намекая на поверхностность его точки зрения задним числом. Нежелание Джона глубже копаться в своем прошлом делает его сложной темой для документальных фильмов.

Он склонен более открыто говорить о своем беспокойном детстве, часто уходя в свой воображаемый мир во время жарких споров с жестокими родителями. Его исключительные навыки игры на фортепиано, которые привлекли к нему внимание, сделали его заметным там, где раньше он чувствовал себя невидимым. В Королевской музыкальной академии он понял, что классическая музыка — не его призвание.

Фильм, основанный на динамичной монтажной работе редакторов Грега Финтона и Поппи Дас, с использованием разделенных экранов и анимационных эпизодов, отправляет нас в путешествие по зарождению возглавляемой им группы, у которой была возможность выступать на разогреве у таких исполнителей, как Скитальцы, Искушения и Патти ЛаБелль. В этот период он также решил сменить имя с Реджинальда Дуайта, чувствуя, что Редж, возможно, не достигнет многого, но Джон сможет.

Случайная встреча, заложившая основу для будущего триумфа Джона, произошла спонтанно во время собеседования в звукозаписывающей компании, где ему подарили стопку текстов, написанных Берни Топином. В захватывающем телевизионном ролике его можно увидеть за фортепиано с оригинальным текстом песни «Tiny Dancer», который показывает, как такие важные слова, как «балерина», повлияли как на темп песни, так и на последовательность аккордов.

Раскрытие тайны безупречного творчества, которое характеризовало их сотрудничество в написании песен на протяжении пяти лет, и раскрытие того, как легко слова переносились с бумаги на фортепиано, только подчеркивает впечатляющий объем вневременных мелодий, которые они создали за этот период. Кроме того, чувства Джона по поводу его дружбы с Топином очень трогательны.

Он оказался одинаково опытным в создании поп-баллад и рок-бэнгеров. «Твоя песня», «Крокодил Рок», «Бенни и Джетс», «Человек-ракета», «Дэниел», «Субботний вечер хорош для драк», «Сука вернулась», «Не позволяй солнцу зайти». на мне», «Филадельфийская свобода»: концентрация ветеранов в столь коротком окне кружит голову. Не говоря уже о щедрости глубоких порезов.

Часто его музыка поворачивала в сторону госпела, как это видно в «Border Song», или становилась более мощной и гимновой, как «Goodbye Yellow Brick Road» и «Candle in the Wind». Примечательно, что «Candle in the Wind» была услышана во время записи, что стало первым разом, когда Джон играл с оркестром.

Яркий фортепианный стиль Джона был во многом вдохновлен такими ранними артистами, как Уинифред Этвелл, Литтл Ричард и Джерри Ли Льюис. Это привело его к тому, что он стал блестящим исполнителем на сцене, часто выступая, стоя за фортепиано и используя его как поверхность, похожую на батут, как это делает гимнаст. Однако на кадрах концерта, положившего начало его карьере, выступления 1970 года в лос-анджелесском клубе «Трубадур» с аудиторией всего в 250 человек, нет никакой театрализации, только музыкант, глубоко сосредоточенный на своей клавишной, сочиняющий музыку, заставляющую критиков изо всех сил пытаться ее понять. найдите подходящие комплименты.

Я бы предпочел, чтобы были дополнительные случаи, когда Джон казался живым и полностью поглощенным, как он это делает, когда вспоминает о своей дружбе с Джоном Ленноном и их волнующих ночах, употребляющих кокаин, вплоть до того, что однажды они прятались в номере отеля, хихикая, как детей, не обращая внимания на стук в дверь Энди Уорхола.

Джон Леннон не выступал вживую со времени последнего концерта The Beatles в 1966 году. Однако его убедили неожиданно появиться на шоу в честь Дня Благодарения в Мэдисон-Сквер-Гарден в 1974 году, где они планировали, что он исполнит их хит № 1. «Все, что поможет тебе пережить ночь». Неудивительно, что толпа была в восторге. Впоследствии Джон Леннон взял на себя ответственность за возобновление отношений между Ленноном и Йоко Оно в тот вечер после непродолжительной разлуки. История очаровательна, но, к сожалению, в фильме не удалось подчеркнуть их предыдущее сотрудничество над кавером Леннона на песню «Lucy in the Sky With Diamonds».

В этой презентации, похоже, не хватает проницательного анализа, который мог бы предоставить музыкальный критик, объясняющего, как Джон органично смешал поп-музыку 60-х с роком 70-х. Хотя историческое исполнение и отрывки из интервью превосходны, их можно было бы усилить случайными внешними комментариями, предлагающими больше аналитических точек зрения, чем просто воспоминания Джона. Также было бы интересно услышать мнение некоторых выдающихся музыкантов, которые сотрудничали с ним в то время, таких как Найджел Олссон, Ди Мюррей и Дэйви Джонстон. Их идеи могли бы добавить глубины этому повествованию.

Моя невероятная череда творческих прорывов свелась к простой истории: от скромного геймера я поднялся по служебной лестнице, создавая культовые игровые дизайны, создавая экстравагантную онлайн-персону и достигая мировой известности. Но вместо того, чтобы заполнить пустоту внутри себя истинными связями, я ошеломил себя вечеринками, веществами и мимолетными связями.

Потрясающие кадры тщательно продуманных костюмов, в которых он ходил по сцене (я бы убил за этот лимонно-зеленый костюм-тройку, расшитый блестками), также представляют собой упущенную возможность. Джон говорит, что возмутительные наряды были реакцией на все, что ему не разрешали делать в детстве. Но квир-теоретик мог бы разобраться в том, что эти костюмы были выражением сексуальности, которая в то время все еще хранилась в шкафу.

В фильме рассказывается о том, как на него повлияла статья на обложке Rolling Stone 1976 года, в которой он рассказал о своем стремлении к любви, но не нашел никого, независимо от пола, с кем бы он хотел установить долгосрочные отношения. отношение. Джон обсуждает негативную реакцию, например, то, что консервативные радиостанции повредили его записи, и освобождение, которое дало ему даже это частичное признание. Однако такого уровня открытости ему было недостаточно, чтобы открыто жить как гей.

В 1984 году женой Джона стала звукорежиссёр Рената Блауэр. Этот трехлетний брак здесь не обсуждается, однако он вызвал удивление у тех, кто хоть немного осознает гомосексуальность. Подобно Либераче и Барри Манилоу, Джон не был открытым геем, хотя, если бы вы были наблюдательны, он мог бы им быть. Видному деятелю ЛГБТК необязательно обсуждать права ЛГБТК в этом документальном фильме, но его взгляд на свой собственный путь в контексте более широкой картины мог бы дать ценную информацию.

Я могу себе представить, что в 70-е годы руководители звукозаписывающих компаний нервничали, опасаясь, как это повлияет на продажи и трансляцию, если один из их лучших артистов окажется геем. Перенесемся в сегодняшний день: он счастливо женат, по-прежнему одна из самых уважаемых фигур в популярной музыке, чьи мелодии приносят радость на протяжении десятилетий.

Создатели фильма заслуживают признания за умелое построение повествования, отражающее кульминационный момент 1993 года, когда Джон и Ферниш начали свои отношения, позиционируя одного как спасителя другого. Однако, вопреки ожиданиям, этот драматический поворотный момент не изображен. Вместо этого кратко упоминается их гражданское партнерство в 2005 году, и нет никаких упоминаний о преобразовании этого союза в брак в 2014 году, когда однополые браки стали законными в Англии.

Решение не подчеркивать эти важные поворотные моменты в жизни человека, несмотря на повторяющийся акцент в «Никогда слишком поздно» на важности устранения таких пробелов, кажется несколько странным и потенциально снижает эмоциональное воздействие.

Выступление на стадионе «Доджер» в 2022 году было оспорено некоторыми моментами, но это было уравновешено чередой трогательных моментов. Например, когда Джон влил эмоции в «Кто-то спас мою жизнь сегодня вечером», другой, когда он пригласил Топина поклониться, и, наконец, когда он уверенно представил на сцене своего мужа и сыновей, объяснив, что они были мотивацией его ухода на пенсию. , каждый из них светится гордостью.

Смотрите также

2024-09-12 19:56