Рецензия на «Нигде особенного»: Джеймс Нортон привносит грубые чувства в интимную драму отца и сына

Рецензия на «Нигде особенного»: Джеймс Нортон привносит грубые чувства в интимную драму отца и сына

Джеймс Нортон хорошо известен своими ролями в таких фильмах, как «Мистер Джонс», «Боб Марли: Одна любовь» и римейке Греты Гервиг «Маленьких женщин». Однако именно его роль Томми Ли Ройса в «Счастливой долине» сделала его имя нарицательным за пределами Англии. В этом суровом криминальном сериале в Йоркшире Нортон блестяще воплотил в жизнь жуткого антагониста. Однако в фильме «Нигде особенного» режиссера Уберто Пазолини мы видим совершенно другую сторону актерских способностей Нортона. Здесь он демонстрирует нежность и уязвимость, что резко контрастирует с его грозным персонажем в «Счастливой долине». Семейная драма Пазолини предлагает несентиментальный, но пронзительный взгляд на душераздирающую ситуацию.

После достижения большого успеха в качестве продюсера «Полного Монти» последующие режиссерские проекты Пазолини были более сдержанными и не оказали существенного влияния. Как и его фильм 2013 года «Натюрморт», эта третья его постановка посвящена темам смерти и достоинства. Однако это означает прогресс с точки зрения сложности и усовершенствованного подхода к наблюдениям.

В отличие от «Натюрморта», который временами слишком старался вызвать эмоции, «Нигде особенного» эффективно трогает сердце тонкими средствами. Острота фильма отражена в мягкой и мелодичной партитуре Эндрю Саймона Макалистера с участием гитар и оркестровых струнных, а также в созерцательной кинематографии Мариуса Пандуру, получившего признание за его сотрудничество с румынским режиссером Раду Джуде.

По сути, главная особенность фильма заключается в замысловатом изображении Нортона в роли Джона, 34-летнего уроженца Белфаста, выходца из рабочего класса, который зарабатывает на жизнь мытьем окон. Однако что действительно отличает фильм от других, так это проникновенное изображение Джона как преданного отца-одиночки, который пытается принять самое важное решение, с которым он когда-либо сталкивался в жизни.

Джон смиряется с реальностью того, что у жизни есть дата окончания, истина, которую он усвоил рано и часто неявно. Имея диагноз, по-видимому, запущенной формы рака (природа его болезни не разглашается), Джон активно ищет новую семью для Майкла, любимого 4-летнего сына, чья вселенная вращается вокруг него. В то же время он пытается оградить Майкла от суровой реальности смерти, справляясь с его глубокой печалью и чувством беспомощности, сохраняя при этом позитивный взгляд на своего любимого ребенка.

В процессе усыновления Джона есть кандидаты, которые на первый взгляд кажутся идеальными, но по невысказанным причинам заставляют его чувствовать себя неловко. Эти встречи часто происходят с Эйлин, доброй и отзывчивой стажеркой агентства. Есть также явно неподходящие кандидаты, такие как особая суетливая пара, которая вызывает у Джона одну из редких гневных реакций на этот процесс. Джон общается с людьми из разных социально-экономических слоев, каждая встреча представляет свой уникальный сценарий. Даже если станет очевидно, какого кандидата в конечном итоге выберет Джон, что снимет некоторую интригу, эмоциональное воздействие финальной сцены останется сильным.

В нежной и ненавязчивой манере камера Пандуру наблюдает за Джоном на работе и бродит по городу. Он замечает каждый случай радостных детей или довольных семей, используя окна как краткий взгляд на другие жизни. Тема заглядывания в чужую жизнь тонко вплетена, но не чрезмерна. В фильме прекрасно показаны успокаивающие рутины повседневной жизни Джона и Майкла – их школьные пробежки, дни в парке, время еды и сказки на ночь. Отношения, лежащие в основе фильма, укрепляются не только этими простыми радостями, но и лежащей в их основе меланхолией. Это могло бы легко оказаться утомительным без умелого руководства Пазолини и отличного актерского выбора.

Нортон эффективно изображает попытку Джона скрыть свое внутреннее смятение и сохранить видимость, в то время как его глаза выдают его глубокие мысли о смертности и ослаблении власти, а также о надвигающихся страданиях его сына. Иногда подавленная ярость по поводу несправедливости его ситуации всплывает на поверхность, которую Джон пытается скрыть, особенно в присутствии Майкла.

Не менее важна и непритязательная аутентичность Ламонта. Он талантливый актер от природы, с большими выразительными глазами, и сцены, где Майкл наблюдает за своим отцом, чтобы понять невысказанное, трогательны. Удобный язык тела Ламонта и Нортона подразумевает искреннюю связь, возникшую во время репетиций.

Сценарий Пазолини, основанный на реальном опыте усыновления, превосходно передает детали прошлого Джона. Выясняется, что мать Майкла — русская, и она неожиданно уехала всего через шесть месяцев после его рождения, чтобы вернуться домой, не имея возможности снова связаться.

Судя по татуировкам Джона и усталому выражению лица в моменты тишины, становится ясно, что его несчастливое детство привело к бунтарской юности, которую позже укротила его роль полноценного родителя. Несмотря на то, что он необразован, его опыт отца сделал его сострадательным. Он твердо верит, что Майкл — лучшее, что с ним когда-либо случалось.

Проще говоря, Нортон, которого часто упоминали как возможного претендента на роль следующего Джеймса Бонда в британских кликбейтных статьях, успешно меняет свое красивое лицо, чтобы оно выглядело изможденным и унылым. Однако, когда он не пытается произвести впечатление на Майкла, он сохраняет это печальное выражение.

Актер умело изображает трансформацию Джона по мере того, как исчезает возможность играть. Поначалу Джон непреклонен, настроен на поиск идеальной семьи и не желает идти на компромисс. Он также игнорирует предложения агентства по усыновлению создать «ящик памяти», наполненный предметами, которые могли бы помочь Майклу лучше понять своего покойного отца в будущем, или прочитать ему предложенную детскую книгу «Когда умирают динозавры», чтобы подготовить его к понятие смертности.

Постепенно Джон осознает, что он может получить лишь поверхностное представление о потенциальных семьях, основываясь на их кратком взаимодействии. Он признает важность информирования Майкла как для эмоционального освобождения Джона, так и для понимания Майклом. Спасибо Пазолини за то, что он избежал сентиментальных изображений в этих сценах. Все чувства в фильме искренние, свободные от манипуляций. В фильме рассказывается о том, как Джон смиряется с неопределенностью, которую преподносит жизнь. Он должен полагаться на свою интуицию вместе с интуицией Майкла, чтобы ориентироваться в этом.

Истинное «я» Джона, будучи несколько сдержанным, мало что меняется. Тем не менее, бывают трогательные моменты, когда он рассказывает Шоне о своих опасениях или внимательно слушает, как Стелла Маккаскер, милая старая вдова, которой помогает Джон, вспоминает о своем покойном муже и рассказывает, что она до сих пор общается с ним ежедневно.

В конце концов, то, что мешает «Нигде особенному» быть обычным, — это тонкий штрих фильма, его неприхотливость и проницательность. Проникновенное изображение трудного выбора одного человека создает глубоко трогательное изображение родительской любви.

Смотрите также

2024-04-17 19:15