Рецензия на «Потоп»: интригующая дворцовая драма, повествующая о последних днях королевской четы Франции

Рецензия на «Потоп»: интригующая дворцовая драма, повествующая о последних днях королевской четы Франции

Как опытный геймер со склонностью к историческим драмам, я должен сказать, что «Потоп» (Le Déluge) оставил меня одновременно очарованным и озадаченным. В фильме показано интимное изображение Людовика XVI и Марии-Антуанетты в их последние дни в тюрьме Темпл, что резко контрастирует с их гламурной жизнью раньше. Это похоже на захватывающую видеоигру, в которой вы начинаете с кульминации и возвращаетесь к началу.


Хорошо известное французское выражение «После меня потоп» обычно связывают с Людовиком XV, который использовал его, чтобы указать на свое безразличие к состоянию мира после его кончины. Если что-то рухнуло, пусть будет так. Однако наиболее точно эту фразу воспринял Людовик XVI, его внук. Он был свергнут с престола во время Французской революции и в конечном итоге казнен на гильотине. Наряду со смертью его жены Марии-Антуанетты, их кончина ознаменовала конец монархии и пик правления террора. Это событие также ознаменовало начало одной из самых ранних современных демократий, с ее славой и недостатками.

Последние трагические дни Людовика XVI и Марии-Антуанетты, предшествовавшие их казни, находятся в центре внимания фильма «Потоп» (Le Déluge) итальянского режиссера Джанлуки Джодиче («Плохой поэт»). В отличие от других исторических драм, таких как «Марсельеза» Жана Ренуара, «Мария-Антуанетта» Софии Копполы или «Прощай, моя королева» Бенуа Жако, этот фильм концентрируется исключительно на времени, когда королевская чета была заключена в тюрьму перед казнью. Хотя в нем изображена смерть Людовика, он не углубляется в смерть Марии-Антуанетты — тему, которая часто рассматривается второстепенно в других исторических драмах, которые обычно изображают жизнь короля и королевы до того, как они впали в немилость.

В этой новой интерпретации дуэт оказывается в самой нижней точке, борясь с последствиями, заключёнными в Темпльской тюрьме — сомнительной цитадели, расположенной в самом сердце Парижа — вместе со своими отпрысками и избранной группой верных слуг. Столкнувшись с натянутым браком, растратой огромного состояния и концом тысячелетней монархии, они стремятся найти утешение среди невзгод. Примечательно, что они превращаются в более выдающихся и достойных восхищения личностей, проявляющих качества, которые раньше были скрыты. Возможно, революция оказалась для них не такой губительной, как первоначально предполагалось.

Хотя окончательный исход их истории общеизвестен, Джодис и соавтор Филиппо Гравино творчески исследуют события, приведшие к этому. Они изображают короля и королеву как личностей, переживающих различные трудности, которые в конечном итоге формируют и развивают их характеры.

Первоначально Людовик (изображаемый Гийомом Кане) выглядит как озадаченный монарх, по-видимому, перегруженный своими обязанностями. Однако он превращается в просвещенного и сострадательного патриарха, демонстрируя смелость умереть с благодатью. С другой стороны, Мария-Антуанетта (которую играет Мелани Лоран) поначалу производит впечатление изменчивой королевской фигуры, озабоченной своими романтическими делами. Со временем, когда ее мужа уводят на казнь на площади Согласия на глазах у многих зрителей, она показывает себя сострадательной и яростно преданной своей семье.

Спорно, соответствует ли какая-либо часть этой истории фактам, и «Потоп», похоже, больше склоняется к спекулятивному повествованию, а не к исторической документации. Как упоминалось во вступлении, повествование основано на дневнике личного камердинера Луи Жана-Батиста Клери, которого сыграл Фабрицио Ронджоне. В определенные моменты фильм кажется защитой французской монархии, представляя короля и королеву жертвами, а не безрассудными и зачастую беспощадными правителями, какими их изображает история.

В то же время революционеров часто изображают безжалостными и жестокими личностями, стремящимися на каждом шагу поставить в неловкое положение членов королевской семьи. Это иллюстрируется одной сценой, где коррумпированный тюремный охранник (Хьюго Диллон) манипулирует Марией-Антуанеттой, заставляя ее вступить в сексуальные отношения, используя для этого обещания особых привилегий.

В некоторых случаях, когда история может показаться слишком драматичной, умелые образы Кане и Лорана не позволяют культовому дуэту стать простыми стереотипами.

Во многих экранных изображениях Луи сначала появляется как мрачная, отстраненная фигура, казалось бы, оторванная от реальности, безразличная к надвигающемуся краху своей империи, но цепляющаяся за надежду, что божественное вмешательство восстановит порядок. Однако режиссер Кане умело раскрывает неожиданную грань этого правителя, представляя его хитрее, чем предполагалось. Кажется, он хорошо осведомлен о многочисленных внебрачных связях своей жены, принимая их как обычный аспект королевской жизни. Более того, когда он узнает, что республиканцы приговорили его к смертной казни, он справляется с этим с удивительным хладнокровием, пытаясь смягчить воздействие на свою семью.

За исключением очаровательного образа Кирстен Данст в фильме Копполы, Мария-Антуанетта не пользовалась особой популярностью в массовой культуре. На церемонии открытия Олимпийских игр в Париже в этом году она была изображена поющей рок-оперу, похоже, с удовольствием держа в руках копию своей обезглавленной головы.

По мере того, как я углубляюсь в эту игру, Лоран вдыхает жизнь в Марию-Антуанетту, изображая ее как проницательную женщину, которая закрывает глаза на недостатки и лицемерие Людовика ради сохранения видимости. «Мой муж — честный человек, — доверительно шепчет она мне вначале, — единственный его недостаток — это то, что он король».

Во второй части фильма актриса демонстрирует несколько преувеличенных и неловких сцен, поскольку становится очевидным, что судьба королевы предрешена. Несмотря на это, она тонко признает огромное давление, с которым пара столкнулась из-за резкой общественной критики. В трогательной прощальной беседе с мужем она признается: «Роли, которые мы играли, были для нас важнее жизни».

Джодис достоин признания, поскольку он глубоко углубился в жизнь двух людей, которые не преуспели в истории, последовательно исследуя мрачные аспекты Французской революции. В течение года после казни Луи умерли около 40 000 человек, многие из которых стали жертвами гильотины. Этот период был удачно назван Царством Террора из-за его жестокого характера.

Если рассказ режиссера кажется предвзятым, то, скорее всего, это связано с его сильной эмоциональной связью с двумя персонажами-аристократами, которые, возможно, не были злыми по своей сути, но символизировали систему, которая нанесла слишком много вреда французскому народу. Негативные последствия этой системы в значительной степени скрыты от зрителя, поскольку повествование в первую очередь сосредоточено на ограниченном количестве внутренних сцен, красиво оформленных оператором Даниэле Чипри, напоминающих стиль Питера Гринуэя с его таблообразными образами.

Как преданный зритель, я должен признать, что, хотя фильм был захватывающим во многих отношениях, его узкая направленность, несомненно, была его самым большим недостатком. Это заставило меня жаждать более широкого взгляда на глубокие преобразования, происходящие за пределами тюрьмы. Конечно, Луи и Мария-Антуанетта были слепы к воле народа, пока это в конечном итоге не стоило им дорого, но это не освобождает режиссера от той же ошибки. Кажется, что Джодис настолько поглощен своими сюжетами, что не может оценить более широкий контекст.

После их гибели последовало не просто наводнение, а мощное, которое смыло тысячелетия тирании, расчистив путь для общества, в котором мы живем сегодня. Хотя «Потоп» изображает это как финал, на самом деле это было начало чего-то нового.

Смотрите также

2024-08-07 23:26