Рецензия на «Самый драгоценный из грузов»: анимационная басня о Холокосте Мишеля Хазанавичюса

Рецензия на «Самый драгоценный из грузов»: анимационная басня о Холокосте Мишеля Хазанавичюса

Как геймер и человек, просмотревший немало фильмов, я считаю последний мультфильм Мишеля Хазанавичюса «Самый драгоценный из грузов» интригующим исследованием истории и человеческого существования. Однако я не могу не испытывать чувства беспокойства, наблюдая за этим в нынешнем глобальном климате.


В борьбе за высшую награду Канн фильм «Самый драгоценный груз» использует анимацию, чтобы передать современную сказку с полусовременной тематикой. В этом заставляющем задуматься фильме рассказывается история маленькой девочки, которую случайно выбросили из поезда, направлявшегося в Освенцим, и которую обнаружила в снегу бесплодная жена лесоруба. Французский автор Мишель Хазанавичус, давний фаворит организаторов Каннского фестиваля, представляет нам эту новейшую особенность. Его предыдущая работа, «Художник» (2011), была признана критиками и коммерчески успешной данью уважения классическому кино, которая вывела его на международную арену, заслужив похвалы, в том числе премию «Оскар» за лучший фильм, и впечатляющие кассовые сборы по всему миру. мир. (Даже для почти немого фильма.)

К сожалению, последние фильмы Хазанавичюса не смогли достичь своего первоначального успеха. Однако этот новый проект вполне может стать его самым прибыльным за какое-то время из-за всеобщей привлекательности историй о Холокосте. Его анимационный формат еще больше расширяет сферу его применения, облегчая дублирование для различных рынков. По крайней мере, книге Самый драгоценный груз суждено сохраниться в качестве образовательного ресурса в школах. Представляя суровые реалии Холокоста в более доступном, менее графическом анимационном формате и со значительно более короткой продолжительностью по сравнению с длинными документальными фильмами, такими как 9-часовой фильм Клода Ланцмана Шоа, он предлагает студентам доступный и увлекательный материал. опыт обучения.

С чисто визуальной точки зрения, без учета какого-либо более широкого значения или контекста, я нахожу «Cargoes» разочаровывающим и чрезмерно сентиментальным, во многом из-за приторной партитуры Александра Деспла. Исходный материал, написанный уважаемым французским драматургом и писателем Жан-Клодом Грумбергом, возможно, имеет большую силу, но экранизация Хазанавичюса не в состоянии передать постмодернистское остроумие, которое критики хвалили в оригинальной работе Грумберга.

Визуальная составляющая анимации завораживает, особенно акварельные фоны, передающие мрачное и равнодушное очарование пейзажей. К сожалению, сценарий не соответствует тому же уровню совершенства. Из мучительной сказки она превращается в еще один список невзгод и страданий, которые характерны для многих обычных повествований о Холокосте.

Поначалу сцена кажется весьма захватывающей. В зимней сельской местности крепкий дровосек, которого во французской версии изображает Грегори Гадебуа, и его жена Доминик Блан ведут скудное существование. Они носят головные платки и шерстяные пальто, напоминая персонажей из сказок, охватывающих любое из последних тысячелетий. Однако именно слышимый грохот поезда, существо, которое пара почитает как божество, тонко раскрывает эпоху 1940-х годов.

Когда жена обнаруживает в снегу плачущую девочку, она спасает ее и приносит домой, чувствуя, будто боги наконец даровали ей ребенка после многих лет бесплодия. Однако ее муж встревожен, когда замечает, что пеленка ребенка сине-белая, что у него ассоциируется с людьми, которых он насмешливо называет «богоубийцами». Несмотря на свои первоначальные предубеждения, со временем он полюбил нежное дитя и решил защитить ее от властей, которые накажут любого за сокрытие евреев.

Поскольку приемные родители ребенка сталкиваются с проблемами со стороны подозрительных соседей и властей, в фильме эти сцены перемежаются воспоминаниями, показывающими, как отец бросил ребенка. Этот отец, еврей, едущий в Освенцим со своей женой и, возможно, ее братом-близнецом, изображен в бессловесной сцене, когда он выталкивает ребенка из вагона через потайное отверстие. Монтаж, предшествующий этому моменту, включает в себя тщательно продуманный дизайн персонажей Хазанавичюса и детальную анимационную работу студии.

В этой тихой, почти без музыки сцене в поезде одних лишь мучительных криков боли было бы достаточно, чтобы передать ужас лагерей смерти, изображенных в фильме. Тем не менее, фильм не уклоняется от полного изображения ужасов. Далее следует душераздирающая сцена, в которой жену и другого ребенка жестоко увозят, не оставив после себя никаких следов – предположительно, отправляя в газовые камеры. Отец превратился в всего лишь тень самого себя, вынужденного работать в лагерях, где ему приходится складывать в кучи истощенные трупы умерших. Лишь в один яркий день он переживает освобождение от рук союзных войск. Воссоединится ли он со своим ребенком или нет?

Для некоторых зрителей аспекты магического реализма фильма могут иметь большую привлекательность, но этот конкретный зритель нашел сюжетную линию неоригинальной и граничащей с банальным и эксплуататорским изображением Холокоста. Хотя мнения могут различаться, лично я не нашел в «Самом драгоценном из грузов» очень мало свежего или художественно увлекательного.

Как страстный поклонник кино, я не могу не испытывать чувства интриги, размышляя о значении фильма Хазанавичюса, демонстрируемого в Каннах в этот момент. Хотя нельзя отрицать, что режиссер имеет полное право воплотить этот проект в жизнь и питает глубокую связь с этой историей, поскольку, как упоминалось в прессе, он знает Грумберга с детства. Кроме того, учитывая мое собственное наследие как еврея-ашкенази с корнями, уходящим в черту оседлости – территорию, охватывающую современную Беларусь, Латвию, Литву, Молдову, Польшу, Украину и Россию – я могу только представить себе личный вклад и гордость этот фильм для него важен. Производственный процесс этого проекта, вероятно, уже идет уже некоторое время, и его показ в Каннах добавляет волнения и ожидания в его путешествие по кинематографическому миру.

Кроме того, ранее он углублялся в темы геноцида и этнических чисток. Он сделал это как автор сценария телевизионного документального фильма «Пассе су тишина» о трагическом прошлом Руанды. Кроме того, он был одновременно сценаристом и режиссером своего фильма 2014 года «Поиск», который представляет собой новую интерпретацию постхолокостной истории Фреда Циннеманна 1948 года. Действие этой современной адаптации происходит в Чечне в конце 1990-х годов, после разрушительного вторжения России в страну.

Отвечая на вопрос прессы о связи между инцидентами 7 октября 2023 года и его фильмом, Хазанавичюс уклоняется от ответа, заявляя, что ничего не знает. Он описывает фильм как несущий «гуманистическое, успокаивающее и спокойное послание», но это значение, возможно, было изменено в переводе. Однако важно отметить, что любой творческой работе, посвященной Холокосту во время Второй мировой войны, будет сложно оставаться изолированным от более широких дискуссий. Продолжающийся конфликт в Газе усилил дебаты не только о самой войне, но и об определениях геноцида. Следовательно, произведение искусства, которое напрямую затрагивает эту тему, не может быть легко отделено от более широкого дискурса.

Как страстный поклонник кинематографического искусства, я не могу не быть заинтригован ажиотажем, который произвел Джонатан Глейзер, талантливый режиссер «Зоны интереса», во время своей победы на премии «Оскар». Его смелое осуждение гражданских бомбардировок Израиля оставило неизгладимый след в индустрии и во мне как зрителю. К сожалению для него, такая общественная позиция неизбежна и, несомненно, повлияет на то, как зрители воспримут его шедевр.

Смотрите также

2024-05-24 22:17