Режиссер фильма «Мама, диван» Никлас Ларссон вспоминает тот день, когда Юэн МакГрегор плакал 12 минут подряд

Режиссер фильма «Мама, диван» Никлас Ларссон вспоминает тот день, когда Юэн МакГрегор плакал 12 минут подряд

В этом тексте режиссер фильма «Мать, Диван» по имени Закари Вигон рассказывает о некоторых аспектах своего фильма и своих впечатлениях во время его производства. Он говорит о том, что дети становятся опекунами своих приходящих в упадок родителей, и о эмоциональной травме, которая с этим связана. Он также упоминает, как известные деятели киноиндустрии, такие как Гас Ван Сент, Спайк Джонз, Алисия и Корд Джефферсон, поддерживали и помогали во время создания фильма. Вигон также делится планами на будущие проекты и выражает свою любовь к фильму «Чумовая пятница». Нет никаких признаков того, что ему удалось сорвать съемки сиквела «Чумовой пятницы», съемки которого сейчас ведутся.


Будучи страстным геймером и энтузиастом кинопроизводства, я не стесняюсь делать смелые шаги в личной жизни и профессиональной карьере, как Никлас Ларссон, бесстрашная мать и режиссер-коуч.

В подростковом возрасте, выросшем в Швеции, Ларссон предпринял пятичасовую поездку на поезде в Стокгольм в надежде встретить своего кумира, кинорежиссера Гаса Ван Сента. Приехав в отель, он часами сидел в баре, с нетерпением ожидая возможности пообщаться с режиссером фильма «Умница Уилл Хантинг» и лауреатом Золотой пальмовой ветви за фильм «Слон». В конце концов Ларссон подошел к Ван Сенту, чтобы выразить свое восхищение его работой. Эта встреча существенно повлияла на взгляды Ларссона на кинопроизводство и в конечном итоге привела к тому, что Ван Сент стал наставником во время пост-продакшена первого художественного фильма Ларссона в качестве режиссера «Мать, диван».

Сначала Ларссон набирался опыта в качестве детского актера, а затем короткометражный фильм Рубена Эстлунда вдохновил его на продолжение карьеры в кинопроизводстве. Впоследствии он создал ряд успешных короткометражных фильмов, музыкальных клипов и рекламных роликов. Примечательно, что он продюсировал два короткометражных фильма для Vogue с участием своей давней шведской подруги Алисии Викандер и Анны Винтур, главного редактора журнала. Благодаря поддержке и мотивации со стороны друзей и коллег, таких как оскароносный режиссер Спайк Джонз, Ларссон почувствовал себя готовым заняться полнометражными фильмами.

Во время пандемии он с головой погрузился в книгу Джеркера Вирдборга «Mamma i soffa». Вдохновленный уникальной концепцией шведского автора о матери, которая отказывается вставать с дивана в обычном мебельном магазине, он принял решение в общих чертах основать свой фильм на этой идее. В фильме Юэн МакГрегор изображает Дэвида, человека, отчаянно пытающегося убедить свою мать (Эллен Берстин) покинуть свое место. Его единокровные братья и сестры, Гриффит (Рис Иванс) и Линда (Лара Флинн Бойл), мало чем могут помочь в этой ситуации. Сотрудники мебельного магазина, которых играют Тейлор Рассел в роли Беллы и Ф. Мюррей Абрахам в двойной роли Маркуса и Марко, предлагают разный уровень помощи. Нежелание матери Дэвида уезжать создает напряжение, поскольку окружающие пытаются разрешить ситуацию.

Как большой поклонник творчества шведского режиссера Ларссона, я не могу не быть впечатлен его впечатляющим достижением в подборе актерского состава для своего американского полнометражного дебюта. С самого начала каждый актер из моего списка мечтаний украсил свою постановку своим присутствием. Оглядываясь назад, я считаю, что моя привычка писать личные письма и создавать сложных персонажей сыграла значительную роль в привлечении таких талантливых людей в этот проект.

Как страстный геймер и любитель кино, я всегда уважал этих талантливых актеров за их захватывающую игру. Эллен Бёрстин оставила во мне неизгладимый след своим пугающим образом в «Реквиеме по мечте». В пятнадцать лет эта роль ошеломила меня до глубины души. Итак, когда пришло время выбирать роль в фильме «Мама, диван», я поймал себя на вопросе: «Кто самая устрашающая пожилая актриса?» И, о чудо, она была той, кто знал это лучше всех – настоящий комплимент от меня.

Во время съемок основной части постановки Ларссон глубоко оценил обаяние МакГрегора как исполнителя главной роли. В особенно трогательной сцене персонаж МакГрегора переживает душераздирающий эмоциональный срыв во время звонка в службу 911. Этот момент оказал огромное влияние на Ларссона как на режиссера, так и на актера.

В этом сценарии я наблюдал, как он носил наушники и сосредоточился на своей задаче. Как актеру в подобной ситуации, мне хотелось бы получить точные инструкции от технической команды. Я просто спросил: «У меня осталось 12 минут, так что не могли бы вы убедительно поплакать, пока я не закончу?» Естественно, сцена в конечном продукте длится не 12 минут, но она представляет собой исключительный пятиминутный спектакль плача, свидетелем которого я имел удовольствие.

Со временем фильм превращается в захватывающий образец магического реализма, предлагающий различные символические значения. Согласно одной точке зрения, мебельный магазин олицетворяет человеческий разум, углубляясь в границу между иллюзией и реальностью, а также подчеркивая проблему преодоления старых ран и потерянных отношений. На съемочной площадке Ларссон раздавал подробное руководство, помогающее его команде разобраться в тонкостях своего проекта. Однако он намеренно скрывал от актеров свою 140-страничную «Книгу штормов» по ​​определенным причинам.

Как геймеру, мне было интересно не раскрывать актерам весь сценарий, а наблюдать, как они воплощают в жизнь свои уникальные точки зрения. Это привело к увлекательным обменам мнениями между ними, что сделало представление еще более захватывающим. Из моего прошлого опыта работы в театре самые запоминающиеся спектакли были результатом интригующих разговоров актеров, а не жесткого диктования действий и реплик режиссером.

Я не могу не проследить свое увлечение магическим реализмом из нескольких фильмов, которые произвели на меня неизгладимое впечатление в подростковом возрасте. Среди них «Чумовая пятница» Марка Уотерса (2003) выделилась как ключевой катализатор, открыв для меня совершенно новый мир чудес и интриг в этом поджанре. Фактически, я пересматривал этот фильм много раз, прежде чем снимать «Мама, диван», черпая вдохновение в его уникальном сочетании реальности и фантазии. Ни для кого не секрет, что моя любовь к «Чумовой пятнице» широко распространена, и я должен признать, часть меня немного завидует тому, что мне не дали возможности снять предстоящее продолжение Линдси Лохан и Джейми Ли Кертис.

Ларссон выражает свое потрясение тем, что с ним не связались по поводу проекта, несмотря на то, что «Чумовая пятница» вызвала ажиотаж во время ее премьеры в формате TIFF в прошлом году. Он испытывает чувство гордости, видя обретенную популярность фильма, но признает, что испытывает некоторую зависть, поскольку надеялся возглавить продолжение. Вместо этого он ожидает превосходного результата предстоящей постановки.

В недавнем разговоре с THR Ларссон поделился увлекательной историей того, как он подружился с Викандером. Первоначально они встретились как дети-актеры, а позже сформировали прочную связь как взрослые коллеги.

Поздравляю с дебютом в полнометражном фильме, Никлас. Нам есть о чем поговорить сегодня. 

Спасибо. Вы смотрели Мама, Диван по ссылке или ходили на пресс-показ?

Я должен был сказать, что смотрел это на пресс-показе, но это была ссылка. 

В возрасте шестнадцати лет я жил в очаровательном городе Гетеборг, Швеция, всего в пяти часах езды на поезде от Стокгольма. Мы с моим самым дорогим другом разделяли глубокое восхищение кинематографическим мастерством Гаса Ван Сента. В один роковой день мы узнали, что этому уважаемому режиссеру предстоит получить почетную награду престижного Стокгольмского кинофестиваля. Воспользовавшись случаем, мы с другом воскликнули: «Поехали!» Я даже знал человека, который мог предоставить нам информацию о своем отеле, поэтому мы отправились в назначенное заведение. В Швеции шестнадцатилетним подросткам разрешено находиться в барах и не употреблять алкогольные напитки. По воле судьбы Гас Ван Сент, Дэвид Финчер, Джоди Фостер и Стеллан Скарсгард почтили нас своим присутствием, собравшись за столом, чтобы провести вечер кулинарного наслаждения. Я был в полном восторге, мое сердце колотилось от восторга при виде этих гигантов киноиндустрии. Мой друг, однако, поддался соблазну уйти, и я решился встретиться с Гасом Ван Сентом, героем, чье творчество оказало на меня глубокое влияние. С непоколебимой решимостью я подошел к нему после окончания ужина. Часы пробили полночь, когда я представился, рассказывая о том, что «Слон» был одним из моих самых любимых фильмов. К моему изумлению, он ответил вопросом:

Ого. 

Я понимаю вопрос, но важно уточнить, что когда он спросил «Как ты это смотрел?» он имел в виду способ просмотра, а не местоположение. В то время я был еще подростком, а точнее 16 лет, поэтому, скорее всего, смотрел дома пиратскую версию на своем компьютере.

Помимо причины постановки вашего вопроса и объяснения вашей благодарности ему в благодарностях «Матери, Дивана», пожалуйста, уточните и это.

Обсуждая фильмы и интеллектуальную глубину, я разделяю вашу оценку «Крепкого орешка 2». Однако, чтобы по-настоящему понять значение кино, важно задуматься о том, как и где мы смотрим эти фильмы. Например, Гас Ван Сент может ценить впечатления от просмотра своего фильма, поэтому предположим, что для нашей беседы вы смотрели «[Мать, Диван]» в элегантной театральной обстановке.

Да, Dolby Surround Sound, IMAX, работает. 

(Смеется.) Абсолютно!

Итак, когда вы выросли как актер, вы поняли, что вас больше интересует кинопроизводство?

Когда мне было около 12 лет, я сотрудничал с Рубеном Эстлундом в проекте короткометражного фильма. Я предполагаю, что в то время он еще учился в киношколе, хотя неясно, был ли он режиссером или просто продюсером фильма. Мы снимали на ферме на юге Швеции, и летом у нас было достаточно свободного времени на несколько недель. Производственная группа попросила нас создать документальный фильм о закулисах, но мы также взяли на себя задачу снимать фильмы ужасов для развлечения. Помню, этот опыт показался мне гораздо более приятным, чем мои актерские обязанности на съемочной площадке. К тому времени, когда мне было 16 или 17, я разочаровался в ограниченности актерских возможностей в Швеции и вместо этого решил создавать короткометражные фильмы и музыкальные клипы в качестве средства самовыражения. С тех пор я продолжаю идти по этому пути, не оглядываясь назад.

Как геймер, у меня за плечами немало успешных коммерческих проектов, включая сотрудничество с Алисией Викандер для Vogue. Но отвечая на ваш вопрос: нет, мы не встречались как молодые актеры, выросшие в Швеции до совместной работы. Вместо этого наши пути в профессиональном плане пересеклись и привели нас к этим захватывающим возможностям.

Как геймер, я могу вам сказать следующее: мы уже много раз задумывались над вопросом, как мы впервые встретились. Поскольку мы оба были детскими звездами на шоу талантов «Маленькие звезды» еще в 90-х, можно с уверенностью предположить, что тогда наши пути пересеклись. Это популярное детское соревнование было похоже на «Американский идол», но вышло в эфир несколько десятилетий назад. Я завоевал титул в 97-м, а она выиграла его годом ранее, в 96-м. Шоу привлекло к нам всеобщее внимание, и на протяжении многих лет мы даже посещали несколько воссоединений. Однако наша дружба по-настоящему расцвела только в 2012 году, когда я выпустил свой короткометражный фильм «Ваттен». Именно тогда она обратилась ко мне и выразила желание узнать меня получше. С тех пор мы невероятно сблизились.

Когда вы вместе начали снимать ее первый короткометражный фильм для Vogue, для всех стало сюрпризом, что у вас двоих в прошлом была связь?

Это правда. На самом деле я написал сценарий, не думая о ней. Звезда [короткометражного фильма и соответствующей обложки] держалась в секрете, но они хотели, чтобы я снял короткометражку. Однажды мы с Алисией обедали, и она спросила: «Что ты сейчас делаешь?» И я подумал: «На самом деле я снимаюсь в короткометражке для Vogue». И она такая: «О, как весело. Кто актер?» И я такой: «Я не знаю». И она сказала: «Ну, я тоже снимаюсь в короткометражке для Vogue!» А потом я подумал: «О, ты хочешь, чтобы я тебя предложил? Должно быть, это тот же самый. Итак, я предложил свой вариант эпизода «Ничего времени» группы Сумеречная зона, и она сказала: «Боже мой, это потрясающе».

Режиссер фильма «Мама, диван» Никлас Ларссон вспоминает тот день, когда Юэн МакГрегор плакал 12 минут подряд

Вероятно, успех этих проектов придал вам уверенности и убедил вас и вашу команду в том, что вы готовы взяться за полнометражный фильм. Что конкретно в книге Джеркера Вирдборга «Mamma i soffa» побудило вас рассматривать ее как свой дебютный полнометражный проект?

Прежде чем написать «Мама, диван», я столкнулся с многочисленными трудностями при написании сценариев для нескольких шведских фильмов. Процесс был непростым, поскольку «Мама, Диван» — сложный фильм с уникальными требованиями со стороны финансистов по доверию к нетрадиционным концепциям. Учитывая финансовую структуру Швеции, я сомневался, можно ли обеспечить такое доверие. После того как шведская система отклонила примерно три-четыре сценария, я решил применить другой подход. Я переключил свое внимание на написание чего-нибудь на английском языке и обратился за поддержкой к своим друзьям за границей.

Прочитав первые десять страниц увлекательного романа Джеркера, я был совершенно поглощен и взволнованно подумал: «Какая блестящая идея! Мне не терпится исследовать это дальше». Закончив сценарий, я вернулся, чтобы закончить его роман, прежде чем обратиться к нему. Несмотря на свой компактный размер, книга богата поэтическим языком и напоминает самоанализ своих мыслей. Я верил, что у него есть большой потенциал для создания фильма, заставляющего задуматься.

Я нашел проект осуществимым, поскольку он включал только одно крупное место. Это позволило мне сконцентрироваться исключительно на потустороннем и феерическом представлении. Компактность проекта меня очень привлекла. Хотя концепция немного расширилась, кульминация остается сжатой, вызывая воспоминания о культовом «Титанике».

Режиссер фильма «Мама, диван» Никлас Ларссон вспоминает тот день, когда Юэн МакГрегор плакал 12 минут подряд

Упоминается ли в книге американская мать, имеющая детей из Шотландии, Уэльса и Америки?

Должен признаться, я позволил себе некоторую творческую вольность с исходным материалом, адаптируя его для экрана. Книга действительно замечательная, но киноверсия сама по себе более волнующая и увлекательная.

Под руководством вашего первого полнометражного фильма вам удалось привлечь впечатляющий ансамбль талантливых актеров, в том числе Юэна МакГрегора, Эллен Берстин, Риса Иванса, Тейлора Рассела, Ф. Мюррея Абрахама, Лару Флинн Бойл и Лэйк Белл. Положило ли участие Юэна начало этому замечательному составу? Как вам удалось набрать такой выдающийся актерский состав?

Будучи новичком в Голливуде, я понятия не имел о внутренней работе индустрии. Однако я был полон решимости найти актеров высшего уровня для моего семейного фильма. Я составил список своих предпочтений, и, что удивительно, все они были приняты в течение двух недель. Я написал письма Юэну МакГрегору и Эллен Бёрстин, и хотя это может показаться чрезмерным упрощением, их положительные ответы пришли быстро. Затем мы обсуждали проекты, и я обнаружил, что актеров привлекают сложные роли. Мой фильм, хоть и аллегорический, предлагал такие возможности, которые им понравились. Поэтому я провела несколько дней в квартире Эллен Бёрстин, пила чай и обсуждала материнство, важность ножей и нарциссических родителей – темы, которые, по моему опыту, актеры находят интригующими. По сути, все сводится к созданию многомерных персонажей.

Дэвид Гордон Грин поделился со мной анекдотом о чаепитии в квартире Эллен Берстин. Это говорит о том, что чаепитие может быть ее любимым времяпрепровождением при общении с возможными партнерами по фильму.

Это забавно. Возможно, именно это она и делает. Возможно, я не такой уж особенный.

<б>Нет! Это то, что под силу только избранным. 

(Смеется.) 

Режиссер фильма «Мама, диван» Никлас Ларссон вспоминает тот день, когда Юэн МакГрегор плакал 12 минут подряд

Вы провели большую часть своей жизни, наблюдая за работой этих актеров? Если да, то казалось ли вам сюрреалистичным или необычным принимать непосредственное участие в создании своих представлений?

Как фанат, я был по-настоящему впечатлен всеми участниками этого проекта, за исключением новичка Тейлора, который превзошел все ожидания. Игра Эллен Бёрстин в «Реквиеме по мечте» в подростковом возрасте повергла меня в полный ужас до такой степени, что я посмотрел «Экзорциста» в следующий раз, пытаясь найти самую страшную старушку, которой она, несомненно, и была. Юэн МакГрегор, конечно, играет главную роль, и встреча с ним до начала съемок — странный опыт. Однако, как только мы начали работать вместе, мы превратились из известных людей в коллег и друзей. Это замечательная трансформация, которая происходит, когда вы подключаетесь на личном уровне. Вы часто встречаете известных людей, и первая встреча особенная. Но когда вы вступаете в непринужденную беседу, они становятся знакомыми и, в конечном итоге, друзьями, и это очаровательный опыт. Несмотря на первоначальную странность и волнение, есть чувство комфорта, зная, что они обычные люди.

Как кинематографистам удалось эффективно изобразить эмоциональный крах Юэна во время его звонка в службу 911, что привело к созданию такой поразительной сцены?

В нашем производственном плане мы намеренно оставили эту эмоционально заряженную сцену напоследок, понимая, что перед актером стоит немало проблем. Как его тренер по выступлениям, я делал множество дублей, в результате чего к этому моменту он довольно утомился. Однако то, что вы видите в законченном фильме, на самом деле является его вторым дублем. Хотя оба выступления были исключительными, первое оказалось немного короче, чем хотелось. Стремясь вызвать более широкий эмоциональный отклик, я подошел к нему и рассказал, что у меня есть двойной магазин для камеры, что соответствует двенадцати минутам записи. В напряженных сценариях моя роль как директора в основном ограничивается техническим руководством. Поэтому я считал, что в таких ситуациях актер предпочтет точные инструкции, и именно это я и дал. Я просто сказал: «У меня есть 12-минутный журнал, поэтому, пожалуйста, плачь, пока не увижу выпуск». Вопреки продолжительности финальной версии, эта сцена длилась около пяти минут эмоционального плача. Это остается одним из самых захватывающих представлений, свидетелем которых мне посчастливилось быть.

Как поклонник «Мамы, Дивана», я не могу не быть заинтригован его исследованием сферы магического реализма. Хотя интерпретация истории субъективна, я решил написать учебное пособие для своей команды, а не для актеров. Было ли это решение принято для того, чтобы сохранить невежество актеров, отражая невежество их персонажей?

В этом вся суть. Я также хотел, чтобы актеры испытали то, через что мы прошли. Я хотел, чтобы они пришли со своими вопросами, а не с той чушью, которую я придумал пару недель назад. Очевидно, экипажу было важно точно знать, куда мы направляемся, потому что это очень технический аспект. Мебельный магазин буквально ломается, и с этим сложно справиться команде дизайнеров. Но актер, который идет на сломанную площадку, должен на что-то реагировать эмоционально и физически. Они, очевидно, знали сценарий, но не обязательно знали, почему все движется, так что это очень помогло разговору на съемочной площадке.

Когда я сталкивался с вопросами по конкретным вопросам, я обращался к своему «Руководству по шторму» — рукописному руководству, созданному для команды. Изначально я обнаружил ошибки в этом руководстве. В результате мне пришлось пересмотреть содержащиеся в нем приготовления, используя идеи актеров на съемочной площадке и наш коллективный опыт. Этот подход оказался эффективным, позволив мне не давать актерам подробных объяснений, тем самым способствуя интригующим интерпретациям сценария. Мой опыт работы в театре научил меня, что самые захватывающие спектакли возникают не только из указаний режиссера, но и из диалога между актерами: «Что здесь на самом деле происходит? Почему мы разыгрываем эту сцену?» Эти вопросы пробудили творческий подход и способствовали интересному обмену мнениями.

Режиссер фильма «Мама, диван» Никлас Ларссон вспоминает тот день, когда Юэн МакГрегор плакал 12 минут подряд

Насколько я понимаю, фильм исследует темы психического здоровья и накопления мыслей в нашем сознании, которые мы часто скрываем, а также суровую реальность ухода за стареющими родителями. Однако больше всего меня поразило символическое изображение ребенка, берущего на себя роль родителя для своего пожилого родителя.

Я наблюдателен с вашей стороны, и я могу понять, что сталкивался с подобными трудностями. Роль родителя стареющего родителя — сложный и эмоционально утомительный опыт. Многие люди не готовы к этой реальности до тех пор, пока они не столкнутся с ней из-за смерти собственных родителей или под профессиональным руководством терапевтов.

Я размышляю над тем, нежелательны ли дети матери [Берстина], но подозреваю, что в этом есть доля правды. Тем не менее, она продолжает глубоко заботиться о Дэвиде и желает поддержать его разными способами. На пути Давида он должен начать освобождаться от бремени, которое его тяготило. Однако это не радостное решение, в котором все волшебным образом становится на свои места. Вместо этого это знаменует собой начало процесса исцеления – длительного и сложного пути, который может длиться всю жизнь для человека, который пережил травму, будучи опекуном своих родителей.

Как человек, который сам пережил потерю родителя, я разговаривал с друзьями, оказавшимися в такой же ситуации. Один друг поделился со мной неожиданной эмоцией — он начал смеяться, когда умер его отец. Это было чувство освобождения и облегчения, о котором мы не часто говорим открыто. Хотя это может показаться нетрадиционным или даже табу, я считаю, что это чувство встречается чаще, чем мы думаем. Скорбь и поиск утешения неожиданными способами — это часть процесса исцеления.

Помимо Гаса Ван Сента, кого еще вы отметили в заслугах за вклад: Спайка Джонза, Алисию и Корда Джефферсона? Может быть, они предоставили ценную информацию на начальных этапах монтажа фильма?

Да, они были. Они также предложили вполне практическую помощь. Спайк очень помог мне познакомить меня с нужными людьми, а Гас очень помог, делая пометки в процессе редактирования. Что пугает режиссера, так это то, что ты так долго одинок и не совсем понимаешь намерения каждого. Поэтому вам нужно собрать людей, которым вы доверяете. Если вы спорите со своим продюсером о том, как следует редактировать сцену, вам нужно иметь возможность обратиться к людям, которым вы действительно доверяете. Так что эти имена были для меня теми людьми, и они мне очень помогли.

Что касается того, что будет дальше, смотрю ли я на следующий проект на доске позади вас?

Ларссон показывает заполненную доску, разделенную на разные дни, и объясняет свой предстоящий кинопроект. Это сложная задача, возможно, это мой третий фильм. В этом году я написал два сценария, так что это может быть один из них. Финчер однажды сказал: «Я снимаю фильмы для себя, 15-летнего». Однако сейчас я считаю, что творю для себя, 17-летнего, пытаясь привлечь его к фильмам, которые тогда оказали на него влияние.

Наконец, вы, 13-летний ребенок, были большим поклонником «Чумовой пятницы». Итак, как и в вашей истории с Гасом Ван Сентом, вы нашли способ сорвать съемочную площадку сиквела, который сейчас снимается? 

(Смеется.) Я был ошеломлен тем, что они не связались со мной после того, как произвели фурор цитатами из Чумовой пятницы на TIFF в прошлом году. Казалось, что я единственный, кто обсуждал этот классический фильм, а теперь это горячая тема для всех. Часть меня завидует, потому что я хотел возглавить продолжение, но я уверен, что оно будет фантастическим. «Чумовая пятница» занимает особое место в моем сердце как один из моих любимых фильмов.

***
Мама, Диван сейчас идет в кинотеатрах.

Смотрите также

2024-07-06 02:26