Режиссер «Мамиферы» Лилиана Торрес о стигме «не материнства» и о том, почему каталонский фильм лучше, чем когда-либо

Режиссер «Мамиферы» Лилиана Торрес о стигме «не материнства» и о том, почему каталонский фильм лучше, чем когда-либо

Как любитель кино, я был по-настоящему очарован проникновенной игрой Марии и Энрика в «Лоле». Их химия была ощутима, а их изображение Лолы и Бруно глубоко откликнулось во мне. Всегда приятно видеть такую ​​преданность делу и профессионализм актеров, которых объединяет искренняя связь за кадром.


В этом году было объявлено, что 22 фильма из Каталонии будут представлены на 72-м Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, что демонстрирует значительный рост кинематографического сектора региона.

В сборник включен фильм «Мамифера» режиссера Лилианы Торрес. Этот уроженец Барселоны режиссер решил затронуть тему «не материнства» — выбора женщины не иметь детей — поскольку это стигма, с которой она столкнулась лично.

Текущий кинопроект Торреса, показ которого состоится на этой неделе в Сан-Себастьяне, сосредоточен вокруг Лолы (в исполнении Марии Родригес Сото) и Бруно (Энрик Аукер), счастливой пары, обоим за сорок. Когда Лола наблюдает, как ее друзья и родственники слишком озабочены воспитанием собственных детей или желанием иметь детей, она опешила, когда обнаружила, что беременна, и почувствовала себя неловко из-за этой ситуации. Окруженная людьми, которые, кажется, всем сердцем принимают материнство, Лола задается вопросом, может быть, в ней что-то не так.

В фильме представлена ​​вдумчивая критика ожиданий, которые общество возлагает на женщин, чтобы они соответствовали тому, что Торрес называет искаженным «инстинктом». Кроме того, он отдает дань уважения каталанскому языку как языку и Каталонии как региону, учитывая, что правительство Каталонии планирует ежегодно выделять больше средств на производство фильмов и телевидения с ожидаемым бюджетом примерно в 50 миллионов евро (54,5 миллиона долларов США) к 2024 году.

Торрес обсуждал такие темы, как «бездетность» и нынешнее совершенство каталонского кино, особенно в отношении женщин-режиссеров, во время интервью The Hollywood Reporter на берегах Испании.

Поздравляю с таким заставляющим задуматься фильмом. Как появилась Мамифера и почему вы захотели снять фильм на эту тему?

На протяжении всей моей жизни решение не иметь детей было постоянной темой для разговоров. С юности я всегда знал, что быть родителем — не для меня. Когда мне было двадцать, люди говорили: «О нет, ты слишком молод, чтобы понимать». Затем, когда мне исполнилось сорок, меня предупредили: «Ты пожалеешь об этом». Однако эта тема была со мной с самого начала, и Мамифера служит для меня средством внести некоторую справедливость в ситуацию.

И эта стигма, по вашему мнению, характерна только для Испании?

С моей точки зрения, эта проблема не ограничивается какой-либо конкретной нацией; оно пересекает все границы. Он вращается вокруг традиционного взгляда на женщин, часто называемого патриархатом, который имеет тенденцию отдавать приоритет материнству и делать его центральным элементом жизни женщины, подразумевая, что его значение вытекает из него. Другие возможности для женщин в рамках этой системы могут показаться незначительными или сомнительными. Например, какой смысл имеет существование женщины, если она решает не рожать детей? Кажется, это невысказанный вопрос: каков ее план? Оно несет в себе скрытую подозрительность и удерживает нас в рамках семейной жизни на длительное время. Женщины часто отвлекаются от своей профессиональной деятельности из-за ответственности за воспитание детей.

Этого слова «нематеринство», которое используется для описания сюжета фильма, я раньше не видела.

Как геймер, я предпочитаю выражать свой выбор образа жизни более непринужденно и позитивно. Вместо «бездетных» или терминов, которые могут показаться негативными, я бы предпочел использовать «необязательный для родителей». Это означает, что, хотя у меня может и не быть детей, я все еще очень жив и активен по-своему, точно так же, как персонаж в моей любимой игре может быть, не будучи родителем в реальной жизни.

Я хотел бы обсудить несколько аспектов, касающихся Мамиферы. Лола наблюдает за своими друзьями, которые тоскуют по детям или уже имеют их, что вызывает у нее чувство дискомфорта по поводу собственного физического и психического благополучия. Это чувство также связано с давлением, которое она испытывает в этой ситуации.

Я убежден, что концепция материнства глубоко связана с патриархальными учениями, которые на протяжении веков заставляли нас предполагать, что материнство — это естественная, инстинктивная роль. Эта идея заставила меня задаться вопросом: если материнство считается врожденной способностью, то почему я с этим борюсь? Биологически это заставило меня усомниться в собственной ценности. Эти мысли не покидали меня до тех пор, пока я не начал учебу, во время которой я познакомился с работами Симоны де Бовуар. Ее идеи о материнстве как о социальной роли открыли мне глаза и очень помогли мне. Благодаря обширному чтению я нашла множество книг, которые подкрепляли эту идею, утверждая, что материнство не является инстинктивным, а скорее продуктом социальных ожиданий.

Даже если вы мать, это ваше решение.

Я хотел бы узнать о помощи, которую Лола получает от своего партнера Бруно. Она признает, что для мужчин переход к родительству может быть менее сложным или более простым выбором. Было ли важно в этой истории изобразить Бруно поддерживающим?

Я тосковал по паре с глубокими связями, которая решила не заводить детей. Их давние отношения и взаимопонимание очень понравились мне, поскольку идея наличия поддерживающего партнера имела решающее значение. Хотя они могли поддерживать прекрасные отношения без потомства, это не обязательно означало, что они желали его. Даже в том случае, если бы такие желания возникли, как показано в «Мамифере», были бы причины. Бруно, будучи весьма прогрессивным человеком, никогда не навязывал свои желания, а скорее спрашивал и предлагал решения, например, сменить работу. Однако Лола понимала, что выбор материнства потребует от нее отпустить многих дорогих друзей, и от этой реальности она не могла уклониться.

Мария и Энрик сыграли исключительные роли. Их экранная связь была убедительной, заставив меня искренне поверить, что они пара. Я уверен, что вы остались довольны конечным результатом.

В реальной жизни их связывают крепкие дружеские узы, которые принесли большую пользу нашему производству. Более того, они оба исключительные актеры. Я должен выразить им искреннюю благодарность за их самоотверженность и профессионализм. Им очень понравились репетиции, чтения сценариев и дискуссии на эту тему. Интересно, что, несмотря на контрастность характеров, им удалось привнести в свои роли уникальный талант. Например, Мария быстро вжилась в образ Лолы с ее остроумием, сарказмом и сочетанием заботы и напористости. С другой стороны, Энрик, привыкший играть персонажей мужского пола, изначально применил подход, основанный на тестостероне, изображая Лолу. Однако его поправили: «Вы не спорите, вы просто говорите с ней», что помогло ему понять нюансы характера Бруно.

Как страстный поклонник кино, я хотел бы узнать о процессе кинопроизводства на каталонском языке, о роли, которую он играет в демонстрации Каталонии, и о том, какое место каталонские фильмы занимают в более широком ландшафте киноиндустрии.

Прогресс каталонского производства исключительно процветает, особенно в области авторства. Примечательно, что этому успеху в значительной степени способствует обилие женщин-писателей. Среди них Карла Симон, уроженка Барселоны, получившая награду на Берлинском кинофестивале в прошлом году.

Для нас важно, что многочисленные авторы и имена из-за пределов Испании получают международное признание, получают награды и оказывают влияние на каталонскую литературу. Это крайне важно, поскольку помогает сохранить наш язык и культуру, но могут возникнуть проблемы. Например, фильмы необходимо дублировать, чтобы их можно было показывать в нескольких испанских кинотеатрах. К сожалению, этот процесс может быть утомительным, поскольку мы считаем, что было бы проще, если бы вместо этого использовались субтитры. Поскольку мы находимся в Испании, субтитры кажутся нам более естественным решением.

Почему они настаивают на дубляже?

Похоже, что экспоненты часто не решаются показывать фильмы с субтитрами в Испании по двум основным причинам: во-первых, люди могут неохотно смотреть такие фильмы, потому что предпочитают не читать, и, во-вторых, здесь играет роль культурный аспект. Доминирующая культура иногда игнорирует или маргинализирует культуры Каталонии и Страны Басков в пределах Испании.

Можно ли сказать, что каталонское кино в настоящее время процветает с точки зрения производства: в этом году на кинофестивале в Сан-Себастьяне будет показано в общей сложности 22 каталонских фильма?

По авторству, конечно. Объем постановок, да, неплохой.

Для кого-то вроде меня из Каталонии, насколько важно было бы увидеть Каталонию на большом экране?

Действительно, он имеет значительную ценность по нескольким причинам. Во-первых, это тесно связано с нашей культурной самобытностью. Во-вторых, в каталонском кино наблюдается значительный импульс во главе с женщинами-режиссерами. Для нас это имеет большое значение, поскольку мы стремимся к равенству, и я очень рад видеть, как мои коллеги получают награды и представлены в основных секциях фестиваля. Я считаю, что этот момент означает значительный сдвиг в киноиндустрии Каталонии. Я невероятно благодарен правительству за поддержку на протяжении всего этого пути.

И наконец, о чем бы вы хотели снять следующий фильм? Есть ли что-нибудь на горизонте?

В настоящее время я разрабатываю сценарий, который затрагивает две личные темы, близкие моему сердцу. Одним из них является ранняя менопауза, опыт, который редко обсуждается публично, но который оказал глубокое влияние на мою жизнь, повлияв на меня более драматично, чем половое созревание – как морально, так и физически. Другая тема — экологический кризис в Каталонии, в котором особое внимание уделяется чрезмерной эксплуатации таких ресурсов, как вода, загрязнение воздуха и вырубка лесов, вызванной интенсивными свиноводческими фермами. Я стремлюсь переплести эти темы через одного персонажа и обстановку, показывая, как эти две проблемы могут сосуществовать и влиять друг на друга в одном ландшафте.

Смотрите также

2024-09-24 00:55