Тьерри Фремо о фильме «Люмьер!» Приключение продолжается!» и поиск вдохновения у отцов-основателей кино

Тьерри Фремо о фильме «Люмьер!» Приключение продолжается!» и поиск вдохновения у отцов-основателей кино

Как киноэнтузиаст, которому выпала честь погрузиться в богатую историю кино, я совершенно очарован жизнью и творчеством Луи Люмьера – пионера, чей вклад в мир кино неоспорим. Его гениальное изобретение и художественное видение оставили неизгладимый след в седьмом искусстве, придав ему такую ​​форму, которая продолжает находить отклик даже сегодня.

Тьерри Фремо, руководитель Каннского фестиваля, продемонстрирует некоторые из самых ранних известных кинофильмов на Международном кинофестивале на Красном море. Он представит свой новый документальный фильм под названием «Люмьер! Приключение продолжается», глубокое исследование истоков истории кино.

Продолжение фильма Фремо под названием «Люмьер! Приключение начинается», вышедшего на экраны в 2016 году, будет показано в рамках специальной секции International Spectacular фестиваля. В этом грядущем фильме представлено около 100 тщательно отреставрированных короткометражных фильмов, которые изначально были сняты пионерами кинематографа Луи и Огюстом Люмьерами, а теперь хранятся в Институте Люмьера, где Фремо является режиссером.

Технические навыки Люмьеров как создателей кинематографа – инновационной камеры и проекционной технологии, заложившей основу для кино – получили широкое признание. Однако в своем последнем фильме, который он также озвучивает, Фремо углубляется в художественную точку зрения братьев Люмьер, исследуя, как они с самого начала установили фундаментальные принципы кино.

По словам Фремо, Луи Люмьер является одновременно последним изобретателем и режиссером-новатором. Это связано с тем, что своими ранними короткометражными фильмами Люмьеры заложили основу для кинематографического повествования, освоив такие фундаментальные аспекты, как кадрирование, освещение и воздействие одиночного кадра. Фремо предполагает, что современные кинематографисты могли бы извлечь пользу из подражания этим качествам простоты и прямого наблюдения, которые воплощали Люмьеры. Фактически, когда Уэс Андерсон посмотрел первые короткометражки Люмьера в Лионском институте, он воскликнул: «Это кино будущего!» — утверждение, с которым Фремо полностью согласен.

Следующее интервью, переведенное с оригинального французского языка, было отредактировано для обеспечения его содержания и понимания.

В дальнейшем, какие конкретные области или события, касающиеся зарождения кино, вы решили углубиться дальше, которые еще не были затронуты в «Люмьер: Приключение начинается»?

Фильмография Люмьеров значительна, поскольку насчитывает около 1500 официальных фильмов и еще 500 некаталогизированных. В документальном фильме «Люмьер, приключение начинается» изначально было показано около сотни короткометражных фильмов, а в его новой версии показано столько же фильмов. Однако это всего лишь 200! Еще предстоит обнаружить огромное количество материала. Многие из этих шорт Lumières ранее не издавались, они чрезвычайно редки и потрясающе красивы!

Изучая фильм, что вы обнаружили такого, что вас удивило (или обрадовало)?

Фильмы Люмьера продолжают меня удивлять, даже когда они не в лучшей форме. При содействии Национального центра кино Франции CNC мы провели реставрацию 500 фильмов Люмьера в Институте Люмьера. Это позволило мне сделать выбор из таких изысканных произведений, хотя зачастую это было непросто из-за их красоты. Стоит отметить, что в 2025 году мы будем отмечать 130-летие со дня рождения кинематографа Люмьера. Кино живет живее, чем когда-либо, и его история остается ценной для нас и в настоящее время.

Учитывая вашу роль директора Каннского кинофестиваля и руководителя Института Люмьера, не могли бы вы остановиться на взаимосвязи между ранними кинематографическими практиками и современным кинопроизводством?

Продолжение, Люмьер, Приключения продолжаются, по сравнению с оригиналом углубляется в философские темы, склоняясь к более «экзистенциальному» исследованию. Несмотря на то, что к 2024 году кинематограф станет прочным, еще многое предстоит почерпнуть из первых дней его существования. Один важный урок, который следует выделить: простота. Пикассо однажды сказал: «Я всегда пытался рисовать, как ребенок». В этом фильме Годар отмечает: «Если мы хотим переопределить правила, мы должны соблюдать необразованных». Люмьер был первым «необразованным» кинематографистом, создавшим свой уникальный язык. Мудрость, которую он передает, бесценна. Когда я показываю фильмы Люмьера кинематографистам в Лионе, они неизменно поражаются.

Можете ли вы найти какие-либо следы новаторской работы Люмьеров, которые до сих пор заметны в методах кинопроизводства, используемых современными режиссерами?

Хотя фильмы Люмьера еще не получили широкого признания, они служат явным источником вдохновения. Можно сказать, что это как след, наследие, оставленное после себя. Люмьер действительно был первопроходцем в этой области. В анналах истории кино произведения Дрейера, Ренуара, Брессона, Киаростами, Акермана, Пиала, Эсташа вызывают дух кино Люмьера. Они несут в себе свежесть Новой волны или Нового Голливуда. Современные кинематографисты, такие как Аки Каурисмяки, Александр Пейн и Андреа Арнольд, разделяющие схожую любовь к кадрированию и внимание к деталям, могут считаться потомками Люмьера в современном мире кино.

Какая особенность современного кинопроизводства, по вашему мнению, могла бы оставить Люмьеров в недоумении или изумлении?

В 1895 году Огюст Люмьер стал пионером киноискусства и скончался в 1948 году. За это время он стал свидетелем преобразующего пути этого средства массовой информации. К своему удивлению, он признал, что не мог предвидеть превращения кино в то, что мы теперь знаем как седьмое искусство. Однако меня по-настоящему захватывает его самоотверженный поступок: он снимал фильмы с 1895 по 1900 год, а затем уступил бразды правления, позволив другим строить на его фундаменте. По его собственным словам: «Мы оставляем художникам продолжать путь». На мой взгляд, это говорит о том, что он сам художник.

В своем вопросе вы спрашиваете о сходстве, которое я мог бы заметить между начальными этапами развития кино и продолжающимся ростом кинокультуры в новых развивающихся регионах, особенно с акцентом на кинофестиваль на Красном море в Саудовской Аравии. Как связаны первые дни кинематографии и нынешние достижения этого фестиваля?

В категории «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2024 года мы выбрали «Нору» режиссера Тауфика Альзаиди. Я нашел изысканную красоту в силе и простоте этого саудовского фильма. Это напомнило мне о зарождении иранского, китайского и американского авторского кино, где быть пионером дает беспрецедентную свободу. Еще раз, новаторство позволяет вам взлетать без границ.

Сосредоточив внимание исключительно на Люмьерах как на пионерах новаторских изобретений, какие важные аспекты их творчества мы могли бы упустить из виду или проигнорировать?

Этот фильм призван подчеркнуть, что Луи Люмьер был не только последним изобретателем в кинопроизводстве, но и первым настоящим режиссером, причем подчеркивание этого момента имеет решающее значение, поскольку забыть об этом означает упустить из виду настоящего кинематографического художника. Фильм предполагает, что метод создания фильмов Люмьера заложил основу для большей части языка кино. Вскоре после него пришел Жорж Мельес, и с его приходом уже утвердилась суть всего кино.

Восстановленные версии этих первоначальных короткометражных фильмов визуально ошеломляют. Можете ли вы рассказать мне об оригинальном качестве этих фильмов и о том, какие новые технические достижения были использованы в процессе реставрации для достижения таких замечательных результатов?

С ранних лет Люмьер демонстрировал изобретательность, особенно в области фотографии. Он овладел ремеслом, понимая суть монохрома, света и композиции. Этот опыт проявляется в потрясающих и захватывающих фильмах, которые он создал. Однако Люмьер также заботился о сохранении своего наследия, сохраняя свои фильмы близкими ему на протяжении всей жизни. После его кончины семья доверила эти драгоценные фильмы Институту Люмьера, Французской синематеке и французскому государству. Это решение позволило найти высококачественные материалы, что привело к созданию прекрасных реставраций. В настоящее время идет процесс реставрации, и наша цель — собрать средства на реставрацию ВСЕХ этих фильмов. Замечательная мысль: первое мировое кинематографическое наследие осталось нетронутым. Мы должны обеспечить его сохранение для будущих поколений.

Что мы упустили из виду в современном кино, о чем могут напомнить нам Люмьеры?

Уэс Андерсон недавно посетил музей Люмьера в Лионе и после просмотра фильмов Люмьера воскликнул: «Это кино завтрашнего дня!» Действительно, немое кино обладает необузданной красотой, требующей внимания; в нем нет навязчивых звуков, что позволяет по-настоящему сиять силе изображения или кадра. Простота кино Люмьера пробуждает естественность, которой часто не хватает в современном кино. Пьер-Вильям Гленн, оператор, работавший с Трюффо и Тавернье, однажды поделился своими мыслями после просмотра фильма Люмьера: «Если бы мне пришлось заняться этой темой, я бы сделал то же самое. Но смог бы я справиться с такой простотой?» Точно так же у Джона Форда было врожденное понимание того, где располагать камеру, — навык, который иногда может быть утерян в современном кино. Повторный просмотр фильмов Люмьера сегодня вселяет надежду на будущее кино.

Смотрите также

2024-12-06 09:55