Томас Винтерберг об избежании «клише фильмов-катастроф» в мини-сериале «Семьи, подобные нашей» об изменении климата

Томас Винтерберг об избежании «клише фильмов-катастроф» в мини-сериале «Семьи, подобные нашей» об изменении климата

Как режиссер и рассказчик, меня глубоко тронуло мощное повествование «Семьи, подобные нашей». Этот сериал служит острым напоминанием о нашей общей человечности, преодолевающей географические границы и культурные различия. Задача создания этого сериала заключается не только в сложном развитии сюжета, но и в том, чтобы сделать его интересным для аудитории по всему миру. Это похоже на рисование картины, где каждый мазок должен быть точным и осмысленным, но общий образ должен находить универсальный отклик.


Когда в 2011 году разразился сирийский конфликт, вызвавший волну беженцев, хлынувшую в Европу, режиссер Томас Винтерберг с его сострадательным сердцем глубоко осознал тяжелое положение миллионов семей, которые были вынуждены покинуть свои дома и искать убежища на незнакомых территориях. Однако, став свидетелем реакции многих европейцев – часто недружелюбной, иногда агрессивной – уважаемый режиссер таких фильмов, как «Еще один раунд», «Охота» и «Праздник», поймал себя на размышлениях: а что, если бедствие настигнет нас ближе? и мы сами стали беженцами?

Прошло более десяти лет с тех пор, как этот «гипотетический сценарий» привел к созданию «Семьи, подобные нашей». Дебют этого захватывающего мини-сериала состоится на Венецианском кинофестивале, после чего его покажут на TIFF. Он предполагает не столь отдаленное будущее, в котором повышение уровня моря вынудит правительство Дании эвакуировать все свое население, в результате чего шесть миллионов человек станут беженцами в поисках убежища везде, где они смогут его найти.

Этот захватывающий сериал демонстрирует впечатляющий состав датских актерских талантов в своем звездном актерском составе, в том числе Николая Ли Кааса, Томаса Бо Ларсена, Дэвида Денчика, Паприку Стин и Магнуса Миллана. Шестисерийный сериал является совместным производством StudioCanal и Zentropa и выйдет в эфир на канале TV2 в Дании, начиная с октября. StudioCanal занимается глобальным распространением шоу.

В интервью The Hollywood Reporter Винтерберг поделился причинами, по которым он избегает типичных образов фильмов-катастроф и вместо этого концентрируется на человеческом аспекте изменения климата и глобальной миграции. Этот подход привел к созданию «замедленной антиутопии» и был создан под влиянием грубого французского официанта, который послужил вдохновением для сериала.

Первоначально «Families Like Ours» была вдохновлена ​​интригующей и несколько футуристической концепцией, которая также носила глубоко личный оттенок. Можете ли вы рассказать нам больше о происхождении этой уникальной истории?

Идея этого проекта возникла около шести лет назад, еще до пандемии COVID-19 и войны на Украине. Это произошло из наблюдения за тем, как мы приветствовали сирийских беженцев в Копенгагене. Мое намерение состояло в том, чтобы создать мысленный эксперимент, который бросит вызов людям из западных обществ, попросив их представить себя беженцами, вынужденными оставить все, что им дорого. Я хотел выяснить, насколько устойчивыми могут быть такие люди и какие стратегии преодоления трудностей они могут разработать. Это похоже на размышление над вопросом: кого бы вы взяли с собой, если бы в вашей спасательной шлюпке было место только для четырех человек? Психологические аспекты этой дилеммы интригуют меня больше всего, что делает их основой этой серии. Вот почему я отказался включать сцены, изображающие наводнения или стихийные бедствия.

Основная мотивация создания этого шоу возникла из опыта в Париже, где я провел полтора года, чувствуя себя совершенно нежеланным. Несмотря на то, что я ежедневно посещал одно и то же кафе, персонал обращался со мной грубо, как если бы я был обычным туристом. В одно конкретное воскресенье мне очень хотелось побыть со своей семьей, особенно с дочерьми, по которым я очень скучал. Это стремление усиливалось мыслями о том, что было бы, если бы нас разлучили, как семьи в фильме Бруклин, в котором показана массовая иммиграция из Европы в Америку в 1950-е годы. Размышления о сострадательной обеспокоенности моих дочерей по поводу планеты и изменения климата вдохновили меня на создание этого шоу.

Как вы упомянули, этот материал не изображает реальные катастрофы и не делает их сенсационными для достижения драматического эффекта, что часто называют «порно-катастрофой». Однако мне любопытно, исследовали ли вы научные аспекты изменения климата в этом повествовании или углубились в другие элементы истории?

Вместо того, чтобы сосредоточиться на изменении климата, мы углубились в отдельную область исследования – изучение готовности Дании в случае беспрецедентной катастрофы. Мы размышляли над тем, как наш МИД отреагирует на такой сценарий, учитывая, что Дания — маленькая страна, с которой я знаком. Нашей целью было действовать упреждающе, принимая меры до того, как страна будет затоплена паводковыми водами. Вместо того, чтобы вкладывать значительные средства в попытки сохранить конкретные регионы, мы искали способы обеспечить безопасность и благополучие наших граждан, отдавая приоритет их спасению, а не спасению территорий.

Томас Винтерберг об избежании «клише фильмов-катастроф» в мини-сериале «Семьи, подобные нашей» об изменении климата

Этот рассказ вращается вокруг семей, что делает его универсальным. Тем не менее, он отчетливо отражает датскую культуру. Можно задаться вопросом, предлагает ли Дания в политическом отношении интригующую перспективу этой истории о массовой миграции, учитывая ее новаторскую роль в ужесточении иммиграционной политики по всей Европе. Дания была одной из первых европейских стран, которые значительно ограничили миграцию, служа в этом отношении почти моделью для других.

По сути, моя работа вращается вокруг разнообразных человеческих реакций, отражая мнение Рильке о том, что не существует универсального способа реагирования людей. Я сосредотачиваюсь на мужественных действиях беженцев и подобных темах. Однако ваш вопрос задел за живое, навеяв болезненные воспоминания. Мы выросли в Дании и были известны своей добротой к еврейским беженцам во время Второй мировой войны. Фактически, мы помогли переправить людей из оккупированной страны в безопасное место в Швеции. Вот кем мы были как общество. Но в 2016 году наше правительство поступило вопреки этому имиджу, приняв закон, разрешающий конфисковывать драгоценности беженцев на границе. Мне было очень стыдно, и я даже публично высказался против своей страны. Это было трудное время. Вы можете найти отголосок этого в «Семьях, подобных нашей», где я пытаюсь перевернуть сценарий и представить: «Что, если бы мы были беженцами?» В этой перспективе также есть чувство удовлетворения.

По всей Европе распространено представление о защитном барьере для Европы. Политические силы почти в каждой стране, похоже, заинтересованы в возведении барьеров для предотвращения проникновения. Концепция единой, безграничной Европы, в которой все еще есть доля правды, теперь строго разграничивается на основе идентичности и происхождения.

Однако, когда речь идет об укреплениях, речь идет не только о населенных пунктах, Европе или Дании. Вместо этого она выходит за эти границы и становится более глобальной проблемой. Например, возьмем крепость Америки, где строят стену, а не разбирают ее. Эта тенденция очевидна во всем мире. Поэтому я нахожу интригующей идею перевернуть точку зрения и поставить жителей Запада в роль беженцев.

Учитывая то, что вы упомянули ранее, мне интересно узнать, с какими трудностями вы столкнулись при съемке этих фотографий, поскольку вы решили не использовать типичные изображения катастроф. Что, по вашему мнению, представляло собой самую большую трудность в процессе фотосъемки?

Задача состоит в том, чтобы представить этот сериал как глубоко человечное повествование, несмотря на его катастрофическую тему, которая разворачивается постепенно, как катастрофа в замедленной съемке. Интересно, что история разворачивается в семи различных странах, с которыми я ранее не был знаком, что требует обширных исследований, чтобы гарантировать подлинность. Этот процесс был немалым подвигом. Во время тестовых показов у ​​зрителей часто возникали вопросы, например, почему персонажи покидают свою страну, когда на улицах нет воды, и так далее. Это побудило нас разработать методы, позволяющие донести, что именно так все и будет происходить в хорошо организованной западной стране, такой как Дания, где нас проинформируют о надвигающейся катастрофе, и мы не будем ждать наводнения, чтобы эвакуироваться. Мы считаем, что представление столь быстрого реагирования как реалистичного подрывает доверие. Найти эффективный способ донести это понимание до аудитории после нескольких месяцев исследований оказалось непростой задачей.

Распространялось ли исследование на то, как разные страны отреагируют на поток датских беженцев?

Конечно, трудно предсказать реакцию страны с абсолютной уверенностью из-за непредсказуемой природы человеческого поведения, особенно во времена кризиса или предполагаемой угрозы. В такие периоды люди часто возвращаются к более примитивным инстинктам, сосредотачиваясь на самосохранении и ища комфорта в ближайшем окружении. Это может привести к защитному или агрессивному поведению. Например, Польша радушно принимает украинских беженцев, но если страну захлестнет приток иностранцев в будущем, это может спровоцировать кризис и потенциальную регрессию, ведущую к агрессии. Однако этот сериал также демонстрирует значительные добрые дела. Центральная тема вращается вокруг девушки, отложившей в сторону свою жизнь, карьеру и стремления, чтобы помочь своей матери, и персонажа по имени Элиас, который путешествует через континент, чтобы воссоединиться с тем, кого он когда-то любил. Это указывает на то, что, хотя самосохранение является человеческим инстинктом, такими же являются и сострадание и самоотверженность.

Создали ли вы эту серию с большей или меньшей надеждой на будущее?

По сути, интересно задуматься, почему мы упорно занимаемся такими видами деятельности, как частые полеты и покупка новых вещей, несмотря на то, что мы знаем, что они вредят нашей планете. Однако, похоже, мы ограничены нашими нынешними возможностями. Масштабы изменения климата огромны, что делает эту проблему, с которой мы изо всех сил пытаемся справиться. В результате мы склонны концентрироваться на своей личной жизни и ближайшем окружении. В этом есть чувство прощения, ведь мы не безразличны, а просто делаем все, что можем.

Вы вернулись в то кафе во Франции и поблагодарили грубого официанта за то, что он вдохновил вас?

Если бы я ушел, он вполне мог бы ответить что-то вроде: «Qu’est-ce que tu veux, toi?» или «Qui es-tu?» за которыми последовали несколько недобрых замечаний на французском языке.

Посмотрите трейлер фильма Семьи, подобные нашей ниже.

Смотрите также

2024-09-01 11:25