В «Гладиаторе 2» Ридли Скотт анализирует прошлое, чтобы увидеть наше будущее

В «Гладиаторе 2» Ридли Скотт анализирует прошлое, чтобы увидеть наше будущее

Как киновед с более чем сорокалетним опытом работы за плечами, я глубоко тронут последним кинематографическим шедевром Ридли Скотта «Гладиатор 2». Фильм не только демонстрирует беспрецедентное мастерство Скотта в повествовании, но и служит ярким отражением нашей нынешней общественной борьбы.


И снова врата на поле битвы открыты. Внутри лежит полотно лояльности и обмана, борьбы за власть и идеологических столкновений. Петиции адресованы бесчисленным божествам и предкам, поскольку личности, сформированные украденным наследием, мужеством, территорией, целями и самооценкой, предвидят свою судьбу. За этими воротами, где маячат кровопролитие и война, есть проблеск надежды – хотя он может быть разбит, в синяках и лежит в грязи – который сохраняется в борьбе. Это поле битвы — Гладиатор II, и Ридли Скотт смотрит на мир, идущий вперед, на колеснице, воплощающей все, чем мы можем стать.

Как заядлый геймер, погружающийся в мир кино, я не могу не восхищаться творчеством Ридли Скотта, особенно его научно-фантастическими шедеврами, такими как «Чужой» (1979) и «Бегущий по лезвию» (1982). Эти фильмы, сопровождаемые приквелами «Прометей» (2012) и «Чужой: Завет» (2017), а также менее, но не менее значимым «Марсианином» (2015), закрепили за Скоттом репутацию маэстро. научно-фантастического кино. Хотя эти фильмы представляют собой лишь часть его общей работы, они во многом сформировали его наследие.

В своем продолжающемся изображении 87-летний режиссер из «Гладиатора 2» выражает постоянное беспокойство о судьбе человечества. Опираясь на богатый жизненный опыт, он анализирует остатки истории, ища не только ответы, но и понимание того, почему, несмотря на наш технологический прогресс и прогресс, человеческая природа остается до боли знакомой. Цикл сохраняется.

После просмотра «Гладиатора 2» на ум пришел фильм «Чужой: Завет». Для некоторых это может быть знаком, что следует избегать последней работы Ридли Скотта, учитывая неоднозначную реакцию на оба фильма. Однако именно тогда, когда Скотт бросает зрителям вызов противоречивыми точками зрения, его фильмы становятся наиболее интригующими. Вероятно, именно поэтому многие из его фильмов со временем были переоценены и получили признание. Интересно, что в будущем Скотта люди часто приходят к разногласиям, раздираемым своими творениями и убеждениями о своем происхождении. Только благодаря единству и сотрудничеству для решения общей проблемы, такой как спасательная миссия в фильме «Марсианин» с Мэттом Дэймоном, человечество сможет совершить нечто экстраординарное. К сожалению, это делает «Марсианина» самым неправдоподобным из научно-фантастических фильмов Скотта в нашу нынешнюю эпоху. Тем не менее, в 2015 году это казалось, возможно, в конечном итоге достижимым.

После выхода Марсианина Скотт вернулся в более мрачное будущее с фильмом Чужой: Завет. Этот фильм был значительно более мрачным, чем любой из его предыдущих научно-фантастических фильмов, даже превосходя оригинальный Чужой. В фильме показан жестокий и бессердечный мир. В этой вселенной никакая жизнь не имеет ценности, никакая вера не обеспечивает спасения, а человеческие достижения – особенно персонаж Шоу (в исполнении Нуми Рапас) – становятся просто экспонатами в личной коллекции Дэвида (Майкл Фассбендер). Давид смотрит на эти творения с трепетом и уважением, но его понимание их ошибочно, и он использует их так же, как многие люди неверно истолковывают римскую древность. В Завете Дэвид безжалостно преследует, калечит и убивает людей ради развлечения. Он упивается способностью контролировать саму жизнь и наблюдает, как его творения борются среди кровопролития.

Как преданный поклонник, я заметил, что многие из тех же социальных мотивов, что и в фильме Ридли Скотта «Завет», вышедшем после выборов 2016 года, вновь всплывают на поверхность в «Гладиаторе 2». Как и раньше, Скотт, кажется, размышляет о траектории развития нашей современной культуры. Несмотря на жалобы на политизацию всего происходящего и заявление Илона Маска о том, что «Гладиатор 2» «проснулся» (термин, который часто неправильно используют), Скотт открыто заявил о влиянии политики США на фильм. Скорость, с которой Скотт снимает фильмы, теперь дает ему уникальную возможность оставаться в курсе текущих событий. Что касается главного антагониста «Гладиатора 2», Макринуса Дензела Вашингтона, Скотт в беседе с The Hollywood Reporter сказал: «Он был миллиардером в свое время, так почему бы ему не претендовать на трон? Почему не я?» Он также проницательный гангстер, очень похожий на Трампа. Умный манипулятор, который сеет хаос и из этого хаоса может подняться.

Хотя я согласен, что Макринус и Трамп имеют общие черты как агенты хаоса, важно отметить их различия, а не сходства. На мой взгляд, Трампу не хватает интриги и хитрости, которыми мог бы обладать Макринус; вместо этого он воплощает тип злодейства, основанного на тщеславии, богатстве и распространении лжи. Эту тему Ридли Скотт исследовал в своих фильмах после Завета. Это не оригинальное наблюдение, но отголоски Трампа есть в некоторых персонажах Скотта, таких как Дж. Пол Гетти (Кристофер Пламмер) из Все деньги мира (2017), Жак ле Грис (Адам Водитель) из фильма Последняя дуэль (2021), Патриция Реджани (Леди Гага) в Доме Gucci (2021) и Наполеон (Хоакин Феникс) в Наполеоне (2013). Эти персонажи являются отражением Трампа, а он также является отражением исторических личностей. Состояние Трампа не уникально; возможно, ни один персонаж не иллюстрирует это лучше, чем образ Ридли Скотта императора Геты (Джозеф Куинн) и императора Каракаллы (Фред Хечингер) в Гладиаторе 2.

как мы можем победить зло, которое существует в самой сути достигнутого идеала? Примером этой проблемы является случай Макрина.

Первоначально Макрин был рабом императора Марка Аврелия и носил на своем теле императорский знак. Однако он преобразился, создав новую личность и личность. В фильмах «Гладиатор» (2000) и «Гладиатор 2» Аврелий, которого сыграл Ричард Харрис, представлен как благородный и мудрый лидер, который мог бы спасти Рим и основать мирную республику. Это должно было стать его непреходящим наследием; наследие, которое было несправедливо отобрано у Максимуса (Рассел Кроу), но позже получило еще один шанс благодаря действиям внука Аврелия и сына Максимуса, Люциуса (Пол Мескаль).

С другой точки зрения, Аврелия можно рассматривать не лучше Коммода, Греты или Каракаллы. Для побежденных его правление было таким же репрессивным, как и их. Применение силы, даже прикрытое вежливостью, остается насилием, и эта суровая реальность сохраняется на протяжении тысячелетий. Эту перспективу можно увидеть в апатии и разочаровании между Демократической и Республиканской партиями в отношении сегодняшней войны. Рассматривая процесс завоевания чужих земель, подчинения и контроля над чужими народами, отличался ли Аврелий от Каркаллы фундаментально? Отличается ли Байден от Трампа в этом вопросе? Может ли Харрис, который поддерживает свое наследие, принести мир? Будет ли когда-нибудь еще одна возможность для мира, которой сможет воспользоваться кто-то вроде Люциуса, носящий знакомое имя, но лишенный политических амбиций? Ответ не однозначен; Скотт просто исследует историю, переплетенную с художественной литературой, чтобы напомнить нам, что мы уже сталкивались с подобными ситуациями раньше: куда вёл этот путь и как мы можем вырваться из порочного круга?

Макрин формируется не своим наследством, а тем, что когда-то было у него отнято. Его стремление к Риму направлено не на восстановление его былого величия, а на то, чтобы снести его и создать что-то новое. Эта точка зрения, которую в современном обществе часто разделяют те, кто считает, что Америка может прогрессировать, только разрушая ее и восстанавливая, аналогична. Подобно Макрину, это видение, независимо от того, признано оно или нет, не может быть реализовано без принесения жертв: простые люди империи обычно страдают первыми от революций, их жизни служат фундаментом, на котором будут похоронены павшие.

И это возвращает меня к Завету и заботам Дэвида. Давид был создан, и у него украли свободную волю. Он был создан, чтобы служить. И так, похоже, он и делает; всегда готов помочь, дать совет и направить будущее в направлении, которое покажется всем наиболее выгодным. И все это время он наблюдает, как и Макрин. Он читает людей и закручивает им гайки, пока не завладеет ими без их ведома. Макрин увлечен владением людьми, сенаторами, императорами и гладиаторами. Они, как он называет Луция, «инструменты». Он считает их необходимыми для разрушения и развития Рима. Точно так же Дэвид, посвятивший себя игре на флейте, старейшем инструменте человечества, заманивает людей к себе, Крысолову, в поисках генетического материала, который он может использовать, чтобы уничтожить человечество и превратить жизнь в совершенный организм.

В конечном счете, обладая пониманием истории и сериалов фильмов, мы понимаем, что разрушение не прокладывает новый путь и не способствует переменам; это просто приводит к большему количеству того же самого. Больше конфликтов, больше насилия, больше сражений и больше арен, где мы либо зрители, либо участники боевых действий, но все еще активные участники. Основа остается неизменной, и прошлое невозможно исправить. Однако, как обычно, этот стойкий символ надежды продолжает существовать.

Где мы можем найти эту надежду? Оно спрятано там же, где часто скрывается наше отчаяние. Мы даем себе возможность поразмышлять, как это сделал Люциус, изучая прошлое непредвзято и с готовностью стать катализатором перемен. Мы должны помнить, что будущее не предопределено; это зависит от того, что мы делаем и не делаем. Это мощный инструмент, исследованию которого Скотт посвятил свою карьеру, инструмент, который первоначально принес ему признание, когда он снял рекламный ролик «Bike Round» для Hovis Bread в 1973 году: «Колесо». Возможно, после стольких лет самой важной реакцией Скотта было не разбить его, а, скорее, продолжать выезжать с ринга.

***

Испытайте Gladiator II на большом экране прямо сейчас! Послушайте, что говорит режиссер Скотт о потенциальном «Гладиаторе III», и взгляните на процесс производства этого продолжения!

Смотрите также

2024-11-26 19:55