В нем рассказывается о том, что произошло в 1972 году, но «5 сентября» — о настоящем в социальных сетях

В нем рассказывается о том, что произошло в 1972 году, но «5 сентября» — о настоящем в социальных сетях

Как опытный журналист и кинокритик с многолетним опытом работы за плечами, я должен сказать, что создание «5 сентября» просто выдающееся. Этот фильм, хотя действие его может происходить в Германии, кажется поразительно универсальным в своем исследовании этики СМИ, национальной идентичности и сложности зон конфликтов.

Некоторые кинематографисты начинают с серьезных проектов и продолжают расширять их по мере того, как в их творческой сфере внедряются свежие концепции, персонажи и эпизоды.

Еще есть Тим Фельбаум.

Известный швейцарский режиссер, ранее снявший два независимых научно-фантастических фильма, приступил к реализации грандиозного проекта. Его намерением было подробно задокументировать трагический день 5 сентября 1972 года, когда группа из восьми террористов из палестинской боевой организации «Черный сентябрь» проникла в Олимпийскую деревню в Мюнхене и напала на израильских спортсменов, в результате чего двое погибли и девять были взяты в заложники ( все в конечном итоге погибнет).

Полицейские, спортсмены, репортеры, обычные граждане, дипломаты различных правительств — Фельбаум и его коллеги-писатели Мориц Биндер и Алекс Дэвид плавно переключались между этими персонажами, создавая кинематографический эквивалент классической техники повествования, известной как Расёмон для олимпийской эпохи. Шокирующий инцидент – дерзкий акт зла, развернувшийся на величайшей сцене мира – потребовал грандиозного кинематографического изображения. Фельбаум представил бы не что иное, как эту эпическую трактовку.

Однако вмешалась практическая мысль о финансах. «У нас был достойный сценарий», — заявил Фельбаум. «Но когда я обратился к Филиппу [Трауэру, моему продюсеру], я спросил: «Как мы собираемся с этим справиться?» По правде говоря, никто не хотел поддержать меня бюджетом, необходимым для такого фильма.

Как геймер, я понял, что когда амбиции встречают разочарование, это часто приводит к кинематографическому опыту. Что ж, позвольте мне сказать вам, что я только что пережил лобовое столкновение с разочарованием — назовите это моментом окончания игры Фельбаума.

Вместо запланированного фильма вышел 91-минутный фильм под названием «5 сентября» об этике СМИ, который вызвал ажиотаж в Теллурайде, привел к ажиотажу покупателей и поднялся на вершину THR. Он остается там даже до того, как Paramount выпустил его 13 декабря. Однако путь от этого места был сопряжен с большим количеством препятствий, чем немецкий автобан.

В нем рассказывается о том, что произошло в 1972 году, но «5 сентября» — о настоящем в социальных сетях

Медиа-исследования

Размышляя об огромных ресурсах, необходимых для воплощения в жизнь моего 160-страничного сценария, я столкнулся со знакомым чувством неуверенности. Как мы могли бы обеспечить финансирование для такого амбициозного проекта? Сокращение его не казалось жизнеспособным вариантом. Казалось, что наши мечты ускользают, игра окончена, медаль невостребована.

Но они не рассчитывали на человека, известного как Мейс.

Джеффри Мейсон, которого часто называют формально, не был тем человеком, который мог бы осуществить мечты швейцарских кинематографистов. Более того, его пути даже не пересекались со швейцарскими режиссерами. В свои 83 года Мейсон проживает в Неаполе, штат Флорида, где проводит дни, работая спортивным продюсером на дому. В свой 30-й день рождения, который случился в 1972 году, он был молодым телевизионным продюсером, управлявшим диспетчерской ABC Sports в течение, как ожидалось, довольно скромных 24 часов. Его интересы сводились к яхтингу и съемке идеальных ракурсов для соревнований по дайвингу. Глобальный терроризм был для него скорее незнакомой территорией.

После того, как развернулась неожиданная атака, я внезапно оказался в центре внимания, и весь мир следил за каждым моим шагом. Всего за 22 часа вместе с моим руководителем ABC Sports Руном Арледжем мы произвели революцию в восприятии американцами спортивных репортажей, терроризма и многих других аспектов жизни. «Я не имел ни малейшего понятия о Голливуде, когда Тим и Филипп связались с нами несколько лет назад», — вспоминаю я свои слова. «Но они казались умными, поэтому я поделился с ними своей историей.

Обсуждая спонтанные выступления и немедленные решения (эта концепция появилась еще до кабельных новостей и прямых трансляций на YouTube), создатели фильма признали, что добились успеха. Как говорит Биндер: «Это было волнующе! Они создавали это на лету, с такой энергией, и мы все разделяли то же волнение, слушая Джеффа.

Фельбаум отмечает, что непосредственность решения о том, что демонстрировать, имела большое очарование. Вместо этого оказался более уместным более обдуманный и контролируемый выбор.

Создатели фильма хорошо разбирались в многочисленных фильмах о Мюнхене, от отмеченного наградами документального фильма Кевина Макдональда «Один день в сентябре» до путешествующего по миру фильма Стивена Спилберга «Мюнхен». Однако, что показалось Трауеру отличительным, так это медиа-аспект.

Помимо просмотра «Юнайтед 93», Фельбаум был заинтригован концепцией вымышленной истории, представленной как реалистичный документальный фильм, создающей иллюзию, что камера просто фиксирует события, разворачивающиеся в комнате. По его словам: «Увлекательно создавать фильм в ограниченном пространстве, где у вас есть лишь небольшой взгляд на внешний мир, подобно сценам с воздушным движением в «Юнайтед 93». Я даже считаю триллеры о подводных лодках сопоставимыми примерами.

В нем рассказывается о том, что произошло в 1972 году, но «5 сентября» — о настоящем в социальных сетях

Режиссер также высоко ценил Аарона Соркина, поскольку он является выдающимся рассказчиком современных драм, действие которых происходит в диспетчерских, таких как сериалы «Ночь спорта» и «Отдел новостей».

В течение нескольких недель они вникали в каждую деталь изображения СМИ, окружавшего тот конкретный день. Были обнаружены бесчисленные архивные страницы, книги были проглочены, записи были тщательно изучены, а также были организованы длительные консультации с такими личностями, как исполнительный директор CBS Sports Шон Макманус (который в подростковом возрасте присутствовал на Мюнхенских играх вместе с Джимом Маккеем). Фельбаум, родившийся через десять лет после этого события, также стремился погрузиться в диспетчерские, особенно в диспетчерские CBS Sports, и ему помогал Макманус. «Даже если это всего лишь игра «Никс» в регулярном сезоне, — отмечает Фельбаум, — когда игра начинается, волнение ощутимо, независимо от ее значимости.

Как фанат, я отправился в захватывающее путешествие по кинематографическим исследованиям, где небольшие открытия привели к значительным прорывам и решающим вехам в разработке сценария. Читая мемуары Арледжа, создатели фильма наткнулись на волнующие разговоры между ним и Маккеем. Стремясь проверить эти интригующие взаимодействия, они старательно отыскали записи этих дискуссий. При просмотре ленты было сделано увлекательное открытие – во время трансляции произошел кратковременный перерыв в спутниковой передаче. Этот момент оказался ключевой и впечатляющей сценой финального фильма.

Позже Фельбаум также пригласил членов съемочной группы из немецких средств массовой информации присоединиться к съемочной группе в качестве массовки. Таким образом, они могли бы служить ориентирами для актеров, способствуя созданию аутентичного и живого ощущения от фильма. Эти неофициальные советники сыграли значительную роль в достижении этого эффекта.

После завершения своего исследования Фельбаум, Трауер и их коллеги (дополнительными участниками были Томас Вобке и Шон Пенн) не только воссоздали одно из самых интригующих медиа-предприятий 20-го века; по сути, они приступили к реализации собственного проекта. По словам Биндера: «Это было действительно похоже на целый документальный фильм.

В нем рассказывается о том, что произошло в 1972 году, но «5 сентября» — о настоящем в социальных сетях

Укомплектование комнаты персоналом

Еще одним препятствием стал поиск подходящих актеров. Кинематографисты искали исполнителей, которые могли бы общаться с современными зрителями, сохраняя при этом подлинную атмосферу 70-х. На роль Арледжа был выбран Питер Сарсгаард, известный своей авторитетной журналистской ролью в «Разбитом стекле». По словам Сарсгаарда, сценарий не требовал яркой игры или зрелищности. Вместо этого он нашел другой вид власти — тот, в котором вы излучаете силу, не нуждаясь в ее доказывании.

В нем рассказывается о том, что произошло в 1972 году, но «5 сентября» — о настоящем в социальных сетях

Британский актер Бен Чаплин идеально подошел на роль Марвина Бейдера, реального эксперта по проведению Олимпийских игр, чье прошлое, как сына переживших Холокост, придало диспетчерской некоторый эмоциональный вес. Он признает, что мог пережить борьбу за то, чтобы переносить чужую боль, одновременно пытаясь отпустить ее. В фильме ловко решаются не только все логистические задачи, но и все этические и характерные сложности, и Бэйдер оказался идеальным персонажем для этого путешествия.

В нем рассказывается о том, что произошло в 1972 году, но «5 сентября» — о настоящем в социальных сетях

Леони Бенеш, немецкая актриса, возьмет на себя роль Марианны — прилежной и молодой помощницы продюсера, которая устраняет языковой разрыв между американской съемочной группой и местными немцами, но также служит важным тематическим элементом, символизируя современную, дальновидную Германия, которая пытается остановить нападение, демонстрирует признаки уязвимости. Бенеш отмечает, что ощущение Марианны, что она неспособна выразить новую идентичность Германии, было вполне искренним.

После этого появился Мейсон. Джон Магаро, возможно, не показался типичным выбором – он знаком по ролям сложного и чувствительного Винса Муччио в фильме «Оранжевый – хит сезона» и в таких независимых фильмах, как «Прошлые жизни» и «Первая корова». Однако реальный Мейсон тоже был далеко не очевидным выбором – очередной обычный человек, оказавшийся в центре внимания. В конце концов, они нашли идеальную пару для Мэйсона, и продюсеры обеспечили ему кастинг.

В реальной жизни Мейсону пришлось быстро принимать решения по сложным этическим вопросам, одновременно используя возможности, и именно здесь Магаро увидел напряжение. Прокладывая свой профессиональный путь, Джефф обнаружил, что один метод заключается в том, чтобы подчеркнуть сенсационные аспекты, тогда как другой метод заключается в сохранении журналистской честности, как у Марвина Бейдера. Эта неоднозначная зона оказалась привлекательной игровой площадкой для Магаро.

Магаро также провел несколько месяцев в диспетчерских, в создании которых помогал Мейсон. «Я просто сделал пару телефонных звонков, поскольку хотел, чтобы он испытал, что это за собой влечет», — объясняет Мейсон.

В другом сценарии Мейсону телефон понадобился по другой причине. Ключевые сцены фильма, где Маккей подтверждает, что все заложники погибли – «Они все ушли», – зловеще заявляет он, – было сложно воссоздать достоверно, поскольку они основывались на оригинальных кадрах. Однако ABC неохотно делилась такими видеоматериалами. К счастью, у Мейсона был давний знакомый, имевший некоторое влияние в Диснее: Боб Айгер. Он обратился к своему старому контакту, и производственная группа приобрела необходимые кадры.

Это было только начало того, что крупные люди обратили на это внимание.

Когда я сел в театральное кресло, с нетерпением предвкушая фильм, который собирался посмотреть, я почувствовал трепет, зная, что он уже произвел фурор в Венеции и Теллуриде. Благодаря опытному монтажу Хансйорга Вайсбриха фильм стал шедевром точности. Однако права на распространение в США все еще оставались открытыми, поэтому несколько студий обратили на это внимание и сделали ставки. В конце концов, Warner Bros. получила права, но Paramount почувствовала возможность и ухватила ее обратно для выпуска в США, позиционируя 5 сентября как ключевой фильм в своей кампании Оскара 2024–2025 годов.

Я не мог в это поверить, когда узнал, что этот фильм, несмотря на то, что в нем полностью американский актерский состав, имеет отчетливо немецкую атмосферу», — воскликнул я. «Честно говоря, мы никогда не ожидали такого!

В нем рассказывается о том, что произошло в 1972 году, но «5 сентября» — о настоящем в социальных сетях

Значение Мюнхена

В самый разгар фильма предполагалось, что он будет таким же захватывающим; однако создатели фильма ожидали, что настоящая проблема для зрителей произойдет позже — они будут размышлять о том, были ли действия, предпринятые ABC во время сценария с заложниками, действительно правильными.

Мейсон рассказывает, что решения были приняты так быстро, что только после того, как все они позже расселились в отеле, они смогли обдумать свои действия. Биндер стремится вызвать у своих зрителей аналогичный опыт, погружая их в фильм с головокружительной скоростью, но оставляя им возможность созерцать внутреннюю борьбу Мэйсона в течение следующих дней.

Одним из ключевых вопросов, который выделяется, является изображение насилия в повествовании. Хотя средства массовой информации могут призывать к постоянному освещению событий, в фильме задается вопрос, стоит ли показывать ситуации с заложниками или погибшие в реальном времени, учитывая, что в число зрителей входят вовлеченные семьи. Этот фильм можно рассматривать как героический рассказ об отважных рассказчиках правды, учитывая их изобретательные методы сохранения истории, во многом похожие на МакГайвера. Однако Фельбаум ловко противопоставляет этому более зловещую интерпретацию, предполагая, что выбор, сделанный в этом повествовании, может служить зловещим истоком нашей нынешней эпохи сенсационных новостей и вуайеризма.

Я как геймер задумался: имея под рукой все эти камеры, стоит ли это все выставлять напоказ, или это может перегружать и раздражать? Я не уверен, куда идти.

В нем рассказывается о том, что произошло в 1972 году, но «5 сентября» — о настоящем в социальных сетях

Магаро признает, что внес в свою презентацию чувство сомнения, заставившее его пересмотреть свои привычки использования средств массовой информации. «Я надеюсь, что зрители, как и я, задумаются о своих методах потребления новостей», — добавляет он.

Политика Ближнего Востока имела уникальный отклик. Фильм находился на завершающей стадии, когда 7 октября 2023 года ХАМАС начал нападение на Израиль, ознаменовав начало ожесточенного конфликта. Хотя фильм «5 сентября» в основном посвящен палестинскому восстанию, Фельбаум объясняет, что создатели фильма намеренно избегали вникания в коренные причины и вместо этого придерживались точек зрения и предположений американских СМИ 1972 года.

Однако Сарсгаард заявляет, что фильм по своей сути исследует конфликт. «Человек, рассказывающий историю, — это аспект, на который стоит обратить внимание», — отмечает он. «Камера, фиксирующая ситуацию с заложниками, дает одну перспективу конфликта, тогда как камера, сфокусированная в другом месте, предлагает другую. Каждое повествование строится таким образом.

В конечном счете, фильм пытается разобраться со сложностями идентичности Германии, нации, которая стремилась оставить позади гитлеровскую риторику Берлинских игр 1936 года только для того, чтобы снова оказаться в положении, когда она не может обеспечить безопасность евреев. Фильм углубляется не только в то, как внешние СМИ изображают страну, но и в том, как нация воспринимает себя. Сущность национального самовосприятия и бремя коллективной вины являются ключевыми темами, исследуемыми здесь. Как объясняет Фельбаум: «Нам, немецким продюсерам, было очевидно, что эта тема должна быть центральной». Я надеюсь, что зрители задумаются над этим вопросом после просмотра фильма.

Первоначально опубликованный в качестве основного материала в специальном декабрьском выпуске журнала The Hollywood Reporter, теперь вы можете насладиться им, подписавшись здесь.

Смотрите также

2024-12-10 21:56