Тесла (TSLA) долгие годы доминировала на рынке электромобилей, как знатная дама, уверенная в своём положении. Однако, как часто бывает в делах этого мира, даже самые прочные союзы подвержены испытаниям времени и обстоятельств. Ривиан (RIVN), напротив, всё ещё находится в ранней стадии, но демонстрирует признаки умения преодолевать трудности с достоинством и предусмотрительностью.
"Покупай на слухах, продавай на новостях". А потом сиди с акциями никому не известной биотех-компании. Здесь мы про скучный, но рабочий фундаментал.
Читать отчётыОба предприятия не лишены рисков, но одно из них, несомненно, представляет более благоразумный выбор для наблюдательного инвестора.
Возможности Ривиана
Ривиан временно вернулся к отрицательной рентабельности в этом квартале, ибо высокие затраты на материалы, вызванные ограничениями предложения и новыми пошлинами, сыграли свою роль. Потеря федерального налогового кредита в размере 7500 долларов осенью станет ещё одной испытанием. Но, как говорит мудрая дама, трудности не отрицают прогресс, а лишь подчёркивают его ценность.
Построение прибыльного бизнеса с электромобилями — дело непростое, даже для крупных автопроизводителей, которые часто сталкиваются с трудностями в продажах своих моделей. Однако Ривиан сделал важный шаг вперёд, перейдя на зонную архитектуру. Это позволило сократить количество электронных блоков управления и проводки, что сделало их внедорожники более экономичными. Такой подход также помог компании заключить выгодное соглашение с Фольксвагеном, который охотно открыл кошель, чтобы получить доступ к технологии и создать совместное предприятие.
Следующий важный шаг Ривиана — запуск нового, более компактного внедорожника R2 в следующем году. С начальной ценой около 45000 долларов, он призван привлечь гораздо более широкую аудиторию, чем линейка R1 премиум-класса, стоимость некоторых версий которой превышает 100000 долларов. Важно отметить, что Ривиан уже закрепил затраты через контракты с поставщиками и ожидает более высокой рентабельности за счёт снижения издержек, увеличения объёмов и совместных постоянных расходов с линиями R1 и электрических грузовиков.
Финансово Ривиан поддерживается Амазоном, который использует его грузовые машины, и имеет дополнительные средства от Фольксвагена, если будут достигнуты определённые цели. Компания также получила кредит в размере 6,6 млрд долларов от Департамента энергетики США для строительства второго завода в стране. С 7,5 млрд долларов на счету и краткосрочными инвестициями, у компании достаточно ресурсов для запуска R2. Руководство стремится достичь безубыточности по EBITDA к 2027 году, что кажется реалистичным, если R2 будет успешным.
Ривиан всё ещё остаётся рискованным вложением, но его баланс, партнёры и стратегия автомобилей дают надежду на переход к прибыльному бизнесу.
Тесла теряет импульс
Основной автомобильный бизнес Теслы идёт в неправильном направлении. Доставка автомобилей сократилась более чем на 10% в каждом из последних двух кварталов, а доходы от автомобилей упали на 16% в этом квартале. Прибыльность и денежный поток также пострадали. Регулируемый EPS снизился на 23% в последнем квартале, а операционный денежный поток упал на 30%, а свободный денежный поток сжался до 146 млн долларов.
Вместо того чтобы сосредоточиться на улучшении своего увядшего автомобильного бизнеса, Маск продолжает пытаться убедить инвесторов в своих амбициях в области автономного вождения и робототехники. Компания запустила небольшую пилотную программу robotaxi в Остине, штат Техас, но её действие ограничено геоограниченной зоной и требует присутствия сотрудника Теслы в качестве водителя-оператора. Такой подход уже вызвал обеспокоенность местных чиновников после нескольких инцидентов с безопасностью.
Тесла обещает быстрый запуск robotaxi в половине США к концу года, если регуляторы дадут добро, но технология, похоже, ещё не готова. Решение компании отказаться от использования лидаров и перейти на камерную систему остаётся спорным. Такой подход экономит средства, но технология сталкивается с трудностями в сложных дорожных условиях, вызывая вопросы по поводу безопасности. В сравнении, роботакси Waymo от Алфавита значительно опередило, предлагая платные беспилотные поездки в нескольких городах с многолетним опытом.
Кто победит?
Оба актива Теслы и Ривиана не лишены рисков. Ривиан всё ещё убыточен и сталкивается с ближайшими трудностями из-за пошлин и потери налоговых льгот. Однако Тесла имеет ослабевающий автомобильный бизнес, оценка, которая предполагает большой успех в robotaxi и робототехнике, и главного исполнительного директора, действия которого нанесли урон репутации у многих потребителей.
Между двумя Ривиан кажется более привлекательным вложением. Компания улучшает свою структуру издержек, расширяет рынок с внедорожником R2 и имеет поддержку хорошо финансируемых партнёров, которые помогают финансировать её рост. Акция Теслы, напротив, по-прежнему оценивается так, как будто её ставки на автономное вождение и робототехнику оправдаются, хотя доказательств этому ещё не представлено.
Для инвесторов, готовых взять на себя риск, Ривиан кажется лучшим выбором на рынке электромобилей. 🚘
Смотрите также
- Ethereum vs. Bitcoin: Дефицит предложения и новые драйверы роста на фоне оттока средств из BTC (25.08.2025 22:00)
- Российский рынок акций: ждем снижения ставки ЦБ и разворота тренда (25.08.2025 09:32)
- Сбербанк акции прогноз. Цена SBER
- Лензолото акции прогноз. Цена LNZL
- Стоит ли покупать фунты за йены сейчас или подождать?
- Как заработать на фоне ослабления рубля? Реальная история создания капитала и прогнозы рынка (24.08.2025 09:15)
- Геополитический тупик: как санкции и ожидания влияют на российский рынок (24.08.2025 21:32)
- Роснефть акции прогноз. Цена ROSN
- Почему акции Rigetti Computing упали на 22,3% в первой половине 2025 года — что будет дальше?
- Стоит ли покупать индийские рупии за рубли сейчас или подождать?
2025-08-23 19:23