Автор: Денис Аветисян
Исследователи разработали систему, способную генерировать реалистичные и разнообразные сценарии опасного вождения для всесторонней проверки систем автономного управления.
"Покупай на слухах, продавай на новостях". А потом сиди с акциями никому не известной биотех-компании. Здесь мы про скучный, но рабочий фундаментал.
Бесплатный Телеграм канал
Предложен фреймворк CRAG, использующий вариационный автоэнкодер для создания латентного пространства, связывающего данные о реальных авариях и нормальном вождении, что позволяет контролируемо генерировать критически важные сценарии для тестирования беспилотных автомобилей.
Обеспечение безопасности автономных транспортных средств требует всестороннего тестирования в разнообразных, включая критические, ситуациях, однако получение достаточного количества данных о реальных авариях представляет собой серьезную проблему. В данной работе, посвященной ‘Controllable risk scenario generation from human crash data for autonomous vehicle testing’, предложен фреймворк CRAG, использующий вариационный автоэнкодер для построения латентного пространства, объединяющего данные об обычных поездках и аварийных ситуациях. Это позволяет контролируемо генерировать реалистичные и разнообразные сценарии, имитирующие опасные ситуации на дороге, для эффективной оценки надежности систем автономного управления. Сможет ли данный подход значительно ускорить процесс сертификации и внедрения беспилотных автомобилей, повышая уровень безопасности дорожного движения?
Вызовы Реалистичного Тестирования Автономных Систем
Для обеспечения безопасности и надежности автономных транспортных средств требуется проведение исчерпывающих испытаний, значительно превосходящих объемы, достигаемые в ходе реальных дорожных поездок. Пробег в миллионы километров, накопленный в реальных условиях, недостаточен, поскольку не позволяет охватить весь спектр потенциальных ситуаций, с которыми автомобиль может столкнуться. Испытания должны включать в себя моделирование редких, но критически важных сценариев, таких как неожиданное появление пешеходов, сложные погодные условия или непредсказуемое поведение других участников дорожного движения. Эффективное тестирование предполагает создание виртуальных сред и использование симуляций, позволяющих воспроизвести эти ситуации в контролируемых условиях и подвергнуть алгоритмы управления автомобиля экстремальным нагрузкам, выявляя слабые места и обеспечивая их устранение до развертывания системы в реальном мире. Такой подход позволяет значительно повысить уровень безопасности и надежности автономных транспортных средств, минимизируя риски и укрепляя доверие общества к данной технологии.
Современные методы тестирования автономных транспортных средств зачастую опираются на упрощенные сценарии, что не позволяет в полной мере отразить сложность поведения человека за рулем и учесть редкие, но критически важные ситуации. Вместо того чтобы моделировать весь спектр возможных дорожных событий, включая непредсказуемые действия пешеходов, сложные погодные условия или внезапные изменения дорожной обстановки, тестирование сосредотачивается на наиболее распространенных и легко воспроизводимых случаях. Это создает иллюзию безопасности, поскольку система может отлично справляться с рутинными задачами, но демонстрировать серьезные недостатки при столкновении с неожиданными обстоятельствами, которые обычный водитель разрешил бы интуитивно. В результате, оценка реальной надежности и безопасности автономного транспорта становится неполной и может привести к недооценке рисков в реальных условиях эксплуатации.
Недостаточное покрытие реалистичными сценариями в процессе тестирования автономных транспортных средств приводит к непредсказуемому поведению в сложных, пограничных ситуациях. Автомобиль, успешно прошедший испытания в стандартных условиях, может столкнуться с трудностями при возникновении редких, но критически важных событий, таких как внезапное появление пешехода или неблагоприятные погодные условия. Эта непредсказуемость подрывает доверие общественности к технологии и существенно замедляет её внедрение, поскольку потенциальные пользователи опасаются столкнуться с непредвиденными проблемами на дороге. Таким образом, повышение реалистичности тестовых сценариев является ключевым фактором для обеспечения безопасности и широкого принятия автономного транспорта.
Несоответствие между объемом данных о рутинном вождении и информацией о критических ситуациях представляет собой серьезную проблему при разработке автономных транспортных средств. Существующий дисбаланс в данных, когда нормальные сценарии представлены в подавляющем большинстве, а редкие, но потенциально опасные — в незначительном, затрудняет обучение алгоритмов распознавания и адекватной реакции на неожиданные обстоятельства. В результате, системы автономного вождения могут демонстрировать высокую эффективность в обычных условиях, но проявлять уязвимость и непредсказуемость при возникновении сложных и нетипичных ситуаций на дороге. Для решения этой проблемы необходимы методы искусственного увеличения данных о критических сценариях или разработки алгоритмов, устойчивых к дисбалансу в обучающей выборке, что позволит обеспечить надежность и безопасность автономных транспортных средств в реальных дорожных условиях.

CRAG: Генератор Сценариев Повышенного Риска
CRAG (Crash Risk Augmentation Generator) представляет собой систему, предназначенную для генерации контролируемых и реалистичных сценариев, критичных для безопасности. Система разработана для создания ситуаций, которые позволяют тестировать и улучшать алгоритмы автономного вождения в условиях повышенного риска столкновений. В основе CRAG лежит возможность генерации разнообразных сценариев, варьирующихся по сложности, от простых односторонних дорожных ситуаций до сложных пересечений с участием уязвимых участников дорожного движения, таких как пешеходы и велосипедисты. Цель разработки — обеспечение надежной и эффективной оценки систем автономного управления в широком спектре потенциально опасных ситуаций.
CRAG использует вариационный автоэнкодер (VAE) для создания сжатого латентного пространства, представляющего данные о вождении. VAE позволяет кодировать сложные траектории и взаимодействия участников дорожного движения в низкоразмерный вектор, сохраняя при этом ключевую информацию о динамике движения. Манипулирование этим латентным пространством, посредством изменения значений векторов, позволяет осуществлять точный контроль над генерируемыми сценариями. В отличие от случайной генерации, использование VAE обеспечивает возможность создания сценариев с заданными характеристиками, такими как траектория движения, скорость и взаимоположение транспортных средств, что критически важно для тестирования и валидации систем автономного вождения.
Манипулирование латентным пространством, полученным с помощью вариационного автоэнкодера (VAE), позволяет генерировать разнообразные сценарии для тестирования и валидации систем автономного вождения. Простые сценарии, такие как движение по односторонней дороге, создаются путем незначительных изменений в латентном пространстве. Более сложные ситуации, включающие перекрестки с участием уязвимых участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов), требуют более существенных изменений и комбинаций параметров в латентном пространстве, обеспечивая возможность создания реалистичных и контролируемых сценариев различной сложности.
В составе CRAG используется модуль предсказания движения, который анализирует текущую ситуацию и прогнозирует потенциальные конфликты между участниками дорожного движения. Этот модуль позволяет идентифицировать критические моменты, где вероятность столкновения возрастает, такие как сближение транспортных средств или появление пешеходов в опасной близости. На основе этих прогнозов, CRAG фокусирует процесс генерации сценариев на аугментации именно тех ситуаций, которые представляют наибольший риск, что позволяет создавать более реалистичные и эффективные тестовые случаи для оценки безопасности автономных систем. Предсказатель движения использует данные о положении, скорости и траектории движения всех объектов в окружающей среде для оценки вероятности возникновения конфликтных ситуаций в ближайшем будущем.

Валидация Реалистичности и Разнообразия Сгенерированных Сценариев
Валидация сгенерированных CRAG сценариев осуществляется посредством метрик, оценивающих как статистическое сходство с реальным дорожным движением, так и способность вызывать сложные ситуации для автономных транспортных средств. Для оценки статистической близости используются метрики $KL$ Дивергенции (Kullback-Leibler Divergence) и Расстояние Вассерштейна (Wasserstein Distance), позволяющие количественно оценить разницу в распределениях траекторий между сгенерированными и реальными данными. Оценка способности вызывать сложные ситуации производится путем анализа реакции автономной системы на сгенерированные сценарии и фиксации случаев потенциальных столкновений или критических ситуаций, что позволяет определить эффективность сгенерированных сценариев в тестировании и улучшении безопасности автономных систем.
Для обучения и оценки Вариационного Автоэнкодера (VAE) и обеспечения реалистичного взаимодействия транспортных средств используется набор данных HighD — крупномасштабный источник данных о естественном вождении. HighD содержит данные, полученные из реальных дорожных ситуаций, включая траектории движения транспортных средств, информацию о сигналах поворота и другие релевантные параметры. Объём данных HighD позволяет VAE изучать сложные паттерны поведения водителей и генерировать сценарии, которые отражают разнообразие реальных дорожных условий. Использование HighD в качестве обучающего набора данных является ключевым фактором в обеспечении достоверности и реалистичности сгенерированных сценариев, что критически важно для эффективного тестирования и валидации систем автономного вождения.
Для количественной оценки расхождения между сгенерированными и реальными траекториями транспортных средств используется среднеквадратичная ошибка (Mean Squared Error, MSE). MSE рассчитывается как среднее значение квадратов разностей между соответствующими точками в сгенерированных и реальных траекториях. Низкое значение MSE указывает на высокую степень соответствия между сгенерированными сценариями и данными реального дорожного движения, что свидетельствует о высокой достоверности и пригодности сгенерированных сценариев для тестирования и валидации систем автономного вождения. По сути, MSE служит метрикой для оценки fidelity — точности воспроизведения характеристик реального мира в сгенерированных сценариях.
Результаты тестирования показали, что CRAG значительно повышает охват критически важных сценариев по сравнению с традиционными методами. В ходе испытаний в перекрестках целевая частота столкновений составила 5,9%, что значительно выше 1,4% для базового уровня. В одностороннем движении (боковой удар слева) достигнут показатель в 14,7% против 1,2% для базового уровня. Дополнительно, в сценариях одностороннего движения (боковой удар справа) зафиксирована частота столкновений в 11,0% по сравнению с 1,0% для базового уровня. Наблюдаемое снижение расхождения Кульбака-Лейблера (KL Divergence) указывает на улучшенное соответствие с реальными данными о дорожно-транспортных происшествиях, что подтверждает эффективность CRAG в генерации реалистичных и сложных тестовых сценариев.

К Безопасности и Надежности Автономных Систем: Новый Взгляд
Разработанная платформа CRAG позволяет бесшовно интегрировать генерируемые ею сценарии в существующие конвейеры Simulation-Based Testing, предоставляя экономически эффективное и масштабируемое решение для валидации автономных транспортных средств. Вместо дорогостоящих и трудоемких физических испытаний, система CRAG обеспечивает возможность проведения обширного тестирования в виртуальной среде, значительно снижая затраты и время, необходимые для подтверждения надежности и безопасности. Благодаря автоматизированной генерации разнообразных и реалистичных сценариев, включая сложные и редкие ситуации, платформа позволяет разработчикам автономных систем проводить всестороннюю проверку функциональности и выявлять потенциальные уязвимости на ранних стадиях разработки, обеспечивая тем самым более надежные и безопасные транспортные средства будущего.
Система CRAG направлена на снижение риска неожиданных сбоев в работе автономных транспортных средств посредством упреждающего анализа и моделирования так называемых «крайних случаев» — редких, но потенциально опасных ситуаций, которые сложно предсказать и учесть при стандартном тестировании. Проактивное выявление и детальное изучение этих сценариев, включающих нетипичные погодные условия, неожиданное поведение пешеходов или неисправности оборудования, позволяет разработчикам заранее оценить реакцию автомобиля и внести необходимые корректировки в алгоритмы управления. В результате повышается общая безопасность автономных систем, снижается вероятность аварийных ситуаций и формируется более надежная и предсказуемая работа транспортного средства в сложных условиях реального мира.
Возможность целенаправленного управления и дополнения тестовых сценариев позволяет проводить детальную проверку ключевых функций автономных транспортных средств, таких как экстренное торможение и предотвращение столкновений. Исследователи могут создавать ситуации, имитирующие сложные дорожные условия и нештатные ситуации, чтобы оценить реакцию системы на различные факторы, включая пешеходов, другие транспортные средства и изменения погоды. Такой подход позволяет выявить слабые места в алгоритмах управления и повысить надежность систем безопасности, гарантируя, что автономные транспортные средства смогут эффективно справляться с критическими ситуациями на дороге и минимизировать риск аварий. Это не просто проверка «черного ящика», а детальный анализ работы каждого компонента в заданных условиях, что значительно повышает уровень доверия к автономным системам.
Предлагаемый подход закладывает основу для принципиально нового, упреждающего и основанного на данных метода обеспечения безопасности автономных транспортных средств. Вместо традиционной реакции на возникающие проблемы, данная система позволяет активно выявлять и устранять потенциальные риски на этапе разработки и тестирования. Это не только повышает надежность и предсказуемость поведения автомобилей, но и способствует формированию доверия со стороны общественности, что является ключевым фактором для широкого внедрения автономных технологий и ускорения развития всей индустрии мобильности будущего. Усилия, направленные на повышение безопасности, формируют благоприятную среду для инноваций и позволяют максимально реализовать потенциал беспилотного транспорта.

Исследование, представленное в данной работе, стремится создать контролируемые сценарии риска для тестирования автономных транспортных средств, используя вариационный автоэнкодер для построения латентного пространства. Этот подход позволяет генерировать реалистичные и разнообразные сценарии, основанные на данных о реальных авариях и нормальном вождении. Кен Томпсон однажды сказал: «Всякий раз, когда есть возможность для ошибки, она будет реализована». Эта фраза находит глубокий отклик в контексте создания надежных систем автономного вождения, ведь даже тщательно спроектированные алгоритмы не застрахованы от непредвиденных ситуаций. Работа CRAG, по сути, пытается предвидеть эти потенциальные ошибки, расширяя возможности тестирования за пределы простого воспроизведения известных сценариев и создавая пространство для исследования граничных условий.
Что Дальше?
Представленный каркас, CRAG, подобен тщательному садовнику, пытающемуся вырастить лес из редких семян. Он конструирует латентное пространство, но в каждом кроне этого пространства скрыт страх перед хаосом. Попытка свести данные об авариях и нормальное вождение к единому представлению — это, по сути, пророчество о будущих сбоях. Неизбежно возникнут сценарии, которые система не предвидела, граничные случаи, где «реалистичность» обернётся фатальной иллюзией.
Следующим шагом, вероятно, станет не совершенствование алгоритма генерации, а признание его принципиальной неполноты. Вместо стремления к всеобъемлющему моделированию, необходимо научиться обнаруживать и маркировать «слепые зоны» латентного пространства — области, где система не уверена в своей способности предсказать последствия. Это потребует интеграции методов формальной верификации и ассертивного тестирования, которые смогут выявлять потенциальные уязвимости.
Надежда на идеальную архитектуру для генерации сценариев — это форма отрицания энтропии. Истинный прогресс заключается не в строительстве всё более сложных систем, а в создании экосистем, способных адаптироваться и самовосстанавливаться. Будущее — за системами, которые умеют учиться на своих ошибках и признавать пределы своего знания. Этот паттерн выродится через три релиза.
Оригинал статьи: https://arxiv.org/pdf/2512.07874.pdf
Связаться с автором: https://www.linkedin.com/in/avetisyan/
Смотрите также:
- Стоит ли покупать фунты за йены сейчас или подождать?
- Стоит ли покупать доллары за рубли сейчас или подождать?
- ВСМПО-АВИСМА акции прогноз. Цена VSMO
- Аналитический обзор рынка (10.12.2025 04:32)
- Аналитический обзор рынка (07.12.2025 15:32)
- НОВАТЭК акции прогноз. Цена NVTK
- АФК Система акции прогноз. Цена AFKS
- Мечел акции прогноз. Цена MTLR
- Золото прогноз
- Стоит ли покупать евро за рубли сейчас или подождать?
2025-12-11 00:18