Электромобили: Ривиан против Теслы

Тесла (TSLA) долгие годы доминировала на рынке электромобилей, как знатная дама, уверенная в своём положении. Однако, как часто бывает в делах этого мира, даже самые прочные союзы подвержены испытаниям времени и обстоятельств. Ривиан (RIVN), напротив, всё ещё находится в ранней стадии, но демонстрирует признаки умения преодолевать трудности с достоинством и предусмотрительностью.

"Покупай на слухах, продавай на новостях". А потом сиди с акциями никому не известной биотех-компании. Здесь мы про скучный, но рабочий фундаментал.

Читать отчёты

Оба предприятия не лишены рисков, но одно из них, несомненно, представляет более благоразумный выбор для наблюдательного инвестора.

Возможности Ривиана

Loading widget...

Ривиан временно вернулся к отрицательной рентабельности в этом квартале, ибо высокие затраты на материалы, вызванные ограничениями предложения и новыми пошлинами, сыграли свою роль. Потеря федерального налогового кредита в размере 7500 долларов осенью станет ещё одной испытанием. Но, как говорит мудрая дама, трудности не отрицают прогресс, а лишь подчёркивают его ценность.

Построение прибыльного бизнеса с электромобилями — дело непростое, даже для крупных автопроизводителей, которые часто сталкиваются с трудностями в продажах своих моделей. Однако Ривиан сделал важный шаг вперёд, перейдя на зонную архитектуру. Это позволило сократить количество электронных блоков управления и проводки, что сделало их внедорожники более экономичными. Такой подход также помог компании заключить выгодное соглашение с Фольксвагеном, который охотно открыл кошель, чтобы получить доступ к технологии и создать совместное предприятие.

Следующий важный шаг Ривиана — запуск нового, более компактного внедорожника R2 в следующем году. С начальной ценой около 45000 долларов, он призван привлечь гораздо более широкую аудиторию, чем линейка R1 премиум-класса, стоимость некоторых версий которой превышает 100000 долларов. Важно отметить, что Ривиан уже закрепил затраты через контракты с поставщиками и ожидает более высокой рентабельности за счёт снижения издержек, увеличения объёмов и совместных постоянных расходов с линиями R1 и электрических грузовиков.

Финансово Ривиан поддерживается Амазоном, который использует его грузовые машины, и имеет дополнительные средства от Фольксвагена, если будут достигнуты определённые цели. Компания также получила кредит в размере 6,6 млрд долларов от Департамента энергетики США для строительства второго завода в стране. С 7,5 млрд долларов на счету и краткосрочными инвестициями, у компании достаточно ресурсов для запуска R2. Руководство стремится достичь безубыточности по EBITDA к 2027 году, что кажется реалистичным, если R2 будет успешным.

Ривиан всё ещё остаётся рискованным вложением, но его баланс, партнёры и стратегия автомобилей дают надежду на переход к прибыльному бизнесу.

Тесла теряет импульс

Loading widget...

Основной автомобильный бизнес Теслы идёт в неправильном направлении. Доставка автомобилей сократилась более чем на 10% в каждом из последних двух кварталов, а доходы от автомобилей упали на 16% в этом квартале. Прибыльность и денежный поток также пострадали. Регулируемый EPS снизился на 23% в последнем квартале, а операционный денежный поток упал на 30%, а свободный денежный поток сжался до 146 млн долларов.

Вместо того чтобы сосредоточиться на улучшении своего увядшего автомобильного бизнеса, Маск продолжает пытаться убедить инвесторов в своих амбициях в области автономного вождения и робототехники. Компания запустила небольшую пилотную программу robotaxi в Остине, штат Техас, но её действие ограничено геоограниченной зоной и требует присутствия сотрудника Теслы в качестве водителя-оператора. Такой подход уже вызвал обеспокоенность местных чиновников после нескольких инцидентов с безопасностью.

Тесла обещает быстрый запуск robotaxi в половине США к концу года, если регуляторы дадут добро, но технология, похоже, ещё не готова. Решение компании отказаться от использования лидаров и перейти на камерную систему остаётся спорным. Такой подход экономит средства, но технология сталкивается с трудностями в сложных дорожных условиях, вызывая вопросы по поводу безопасности. В сравнении, роботакси Waymo от Алфавита значительно опередило, предлагая платные беспилотные поездки в нескольких городах с многолетним опытом.

Кто победит?

Оба актива Теслы и Ривиана не лишены рисков. Ривиан всё ещё убыточен и сталкивается с ближайшими трудностями из-за пошлин и потери налоговых льгот. Однако Тесла имеет ослабевающий автомобильный бизнес, оценка, которая предполагает большой успех в robotaxi и робототехнике, и главного исполнительного директора, действия которого нанесли урон репутации у многих потребителей.

Между двумя Ривиан кажется более привлекательным вложением. Компания улучшает свою структуру издержек, расширяет рынок с внедорожником R2 и имеет поддержку хорошо финансируемых партнёров, которые помогают финансировать её рост. Акция Теслы, напротив, по-прежнему оценивается так, как будто её ставки на автономное вождение и робототехнику оправдаются, хотя доказательств этому ещё не представлено.

Для инвесторов, готовых взять на себя риск, Ривиан кажется лучшим выбором на рынке электромобилей. 🚘

Смотрите также

2025-08-23 19:23