Тесла: Полет в Бездну или Искупление?

Тесла. Само название уже вызывает тошнотворную смесь благоговения и раздражения. Акции компании, разумеется, валится в тартарары – минус двадцать пять, как отрезвляющий удар по лицу – на фоне вялого спроса, нарастающей конкуренции и, честно говоря, невыносимого нарциссизма её генерального директора. 976 миллиардов долларов. Смешно. Но, как и всегда, на Уолл-стрит хватает идиотов, готовых поверить в сказки о семисот с лишним процентах прибыли. Семьсот! И о восьми триллионах. Я требую двойной виски.

"Покупай на слухах, продавай на новостях". А потом сиди с акциями никому не известной биотех-компании. Здесь мы про скучный, но рабочий фундаментал.

Читать отчёты
  • Аналитики Ark Invest, под предводительством этой Таши Кини, бормочут о 2600 долларах за акцию к 2029 году. Две с половиной тысячи? Пытаются продать нам возду́х, завернутый в обёртку из кремния.
  • Дэн Айвс из Wedbush, скромный провидец, видит Теслу в шкуре двухтриллионного гиганта уже через год. Один маленький год! И акции по 620. Да, конечно.
  • Билль-миллиардер Рон Барон (кажется, он их всех знает) кинул CNBC, что Тесла может достичь пяти триллионов в течение десятилетия. Всё, как мы любим: цифры, как рвота единорога.
  • А сам Илон, великий манипулятор, пророчит 30 триллионов, когда роботы захватят мир… А что, если захватят?

Тесла – самая спорная машина для зарабатывания денег, которую я видел с тех пор, как пытался перепродать талон на концерт на Ямайке. Инвесторы делятся на два лагеря: на тех, кто считает это переоценённым куском металла, и на тех, кто видит в ней предвестника нового, роботизированного апокалипсиса. Читайте дальше, если вам не жалко нервных клеток.

Рыночная доля испаряется, и сам Муск предрекает трудные времена. Большие трудности.

Тесла торопливо теряет позиции на рынке электромобилей. Безжалостная конкуренция, вопли и истерики главы компании в социальных сетях – всё это оставляет свой отпечаток. По данным Morgan Stanley, доля Теслы в сегменте электромобилей упала до десяти процентов к маю, с шестнадцати в прошлом году. Ну да, понятно. Потребители не любят йога, кричащего о политике.

Второй квартал, несомненно, был провальным. Доходы упали на тринадцать процентов. Выручка рухнула на двенадцать, до 22 миллиардов. Операционная маржа съёжилась. Прибыль на акцию упала на двадцать три процента. Муск, как всегда, предрекает нам «несколько тяжёлых кварталов». «Несколько»? Эта фраза звучит, как угроза! «Мы можем пережить несколько непростых кварталов. Я не говорю, что так будет, но может быть», — заявил он аналитикам. Затем следует его обычная бессмыслица об автономном управлении и роботах.

Автономные такси и человекоподобные роботы: На что они надеются?

Тесла копается в области автономного вождения уже больше десяти лет. Идея с использованием только камер, конечно, теоретически привлекательна. В отличие от Alphabet/Waymo, у которых целый арсенал лидаров и радаров, Тесла полагается только на цифровое зрение. И у них больше машин, генерирующих данные для обучения искусственного интеллекта. Но это все теории. Пока это просто куча данных.

Waymo, надо признать, впереди. У них уже есть коммерческие автономные услуги в пяти американских городах. Но Муск упрямо верит, что Тесла догонит их, благодаря стратегии обзора только с помощью камер. Они даже запустили первые службы роботизированных такси в Остине. Ходят слухи, что уже к концу года их услуги могут стать доступны половине населения США. Ха! Пустые обещания.

Ах да, и Муск считает, что у Теслы будет 99-процентная доля рынка автономных такси, который, по прогнозам, станет триллионным рынком через пятнадцать лет. Том Нараян из RBC Capital ожидает глобальный доход от роботизированных такси в 1,7 триллиона долларов к 2040 году. И полагает, что Тесла заработает 115 миллиардов долларов только на службе такси. Конечно, заработает. Особенно, если пчёлы научатся летать как дельфины.

Помимо такси, у Теслы есть секретный проект: человекоподобный робот Optimus. Он должен совершить революцию в мире труда, выполняя опасные, утомительные и физически тяжелые задачи. Муск обещает, что Optimus начнёт штамповаться в количестве 100 000 единиц в месяц уже через пять лет. И этот робот, по его мнению, принесёт Тесле ещё 10 триллионов долларов. Хватит ли этого, чтобы купить нам всем билет на другую планету?

Аналитики Ark Invest построили свой прогноз на 2029 год, отталкиваясь от автономного вождения. Роботизированные такси должны приносить более 60% дохода, около 750 миллиардов долларов, в то время как продажи электромобилей – меньше 30%. Остальное – это хранение энергии и страхование. Кини не учитывала Optimus, но её оценки роботизированных такси даже более оптимистичны, чем у Нараяна из RBC.

Loading widget...

Валоризация Теслы – это какая-то сумасшедшая ахинея, но роботы могут всё изменить. Может быть.

Аналитики Уолл-стрит прогнозируют, что прибыль Теслы будет расти на 20% в год в течение следующих трёх-пяти лет. Это делает текущую оценку в 175 раз больше прибыли абсурдно завышенной. Но фанатики Теслы полагают, что аналитики недооценивают влияние роботизированных такси и роботов на бизнес. Иначе говоря, им есть, что скрывать.

Например, Ark Invest оценивает рост EBITDA Теслы более чем на 3000% к 2029 году, до 440 миллиардов долларов. Это предполагает среднегодовой темп роста около 115%. Хотя я считаю этот сценарий чисто теоретическим, такой рост прибыли, разумеется, оправдал бы текущий уровень оценки. Но представьте насколько быстро нужно будет потеть всему миру чтобы этого достичь.

Итог: Если вы сомневаетесь в этой робо-мании, обходите эту акцию стороной. Но если вы оптимист и верите, что Тесла действительно может изменить мир с помощью автономных автомобилей и роботов, держите позицию. И запасайтесь успокоительным. 🥃

Смотрите также

2025-08-03 12:02